Самара.

Датой рождения города Самары принято считать 1586 год когда князь Г.О. Засекин выполняя приказ царя Федора Иоановича возвел на высоком правом берегу реки Самары на луговой стороне Волги сторожевую крепость для охраны великого волжского торгового пути. Однако Самара как поселение известно было еще в 1357 году когда Алексий - Митрополит Московский и Всея Руси отправляясь в Золотую Орду сделал остановку на берегу реки Самары в отшельническом скиту. Поселение Самара известно также по портолану венецианских купцов братьев Франческо и Доминико Пицигано, нарисованной в 1367 году. На глазомерной картографической схеме водных путей и пристаней по берегам реки Волги показана пристань-поселение Samar. О наличии такого поселения свидетельствует также карта итальянского космографа Фра-Мауро, изданная в 1459 году. Первое описание самарской крепости в 1623 году сделал московский купец Ф.А. Котов по пути из Московии в Персию. А первое изображение выполнил библиотекарь герцога Гольштейнского Адам Олеарий 28 августа 1636 года. Сам Олеарий в Самаре не был. Рисунок сделан с палубы судна. Стороны бревенчатой крепости имели размеры 213 на 245 м. Башен было 11, высотой они были около 8 м, с размерами в плане 5,5 на 5,5 м. Самарский городок занимал территорию около 6 га. Характер и качество застройки городка неизвестны.

Признавая возросшую роль крепости наследники царя Алексея Михайловича Иван и Петр своим указом в 1688 году повелели "укрепление самарское" именовать городом. Самара вошла в ранг городов России. Такой ее увидел голландский художник и путешественник Корнилий де Бруин в 1703 году. Первый регулярный план перспективной застройки Самары был составлен в 1782 году после указа Екатерины II об образовании 50 губерний, по которому город Самара получил статус уездного города в составе Симбирского наместничества. Фактическая застройка Самары отражала почти двухвековой процесс развития города. По плану в городе предусматривалось создание 50 равновеликих жилых кварталов и 2 площади. В городе в то время проживало 2000-2200 человек. Екатерина II утвердила также городской герб города в виде щита, на котором изображена "дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле". В 1804 году был утвержден императором Александром I второй геометрический план города. Он отличался от плана 1782 года пятью новыми кварталами в северной стороне города. Быстрое и стихийное расширение городской застройки потребовало создание нового плана. Он был разработан в 1840 году и утвержден Николаем I. Указом Сената от 6 декабря 1850 года на карте Российской империи появилась новая губерния, а город Самара с населением в 20000 человек возводился в сан губернского центра.
Был утвержден Губернский герб - эмблемой которого, стал серебряный дикий козел. Щит герба увенчан Императорскою короною и окружен дубовыми листьями, соединенными андреевской лентой. В 1853 году был составлен новый план города, он продолжил и развил градостроительные принципы прежних планов. Территория города была разбита на 140 кварталов. 17 улиц проходили вдоль Волги, а 17 были начертаны перпендикулярно к этим улицам под некоторым углом к Волге. На плане города появились новые площади в том числе театральная и соборная. В 1877 году началось сооружение 13 пролетного железнодорожного моста через реку Волгу. Волга и железная дорога создали современную Самару, динамично вошедшую в XX век. Особенно интенсивно город застраивался в начале ХХ века. В этот период в основном и сложился исторический район, который мы сегодня называем старым городом.
По преданию, в 1357 году Алексий - Митрополит Московский и Всея Руси, проезжая мимо устья реки Самары пророчески произнес: "На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие и оный город никогда и ни кем разорен не будет". Святитель Алексий стал небесным покровителем города Самары. В честь девятисотлетия крещения Руси в 1890 году по проекту Александра Александровича Щербачева на берегу Волги была возведена часовня в характере и деталях московской архитектуры XVII века. Часовня была возведена из красного кирпича и деталей из белого камня. В 1930 году часовня была разрушена. В 1998 году часовня Святого Алексия была вновь воссоздана по проекту архитектора Мелентьева на том же месте. Отсюда от часовенки мы отправимся в прогулку по улице Максима Горького. Жилые дома в стиле модерн - характерный тип рядовой застройки улицы. К архитектурным достопримечательностям улицы можно отнести цементные склады сооруженные в начале XX века. В середине прошлого столетия около самой пристани стоял "пароходный вокзал", который многократно строился и перестраивался.
Современный речной вокзал возведен в 1971 году по проекту архитектора Ю. Когана. Среди сооружений на улице Горького выделим здание управления пароходством "Волготанкер", построенное в 1937 году по проекту архитектора А. Ушекова. В архитектуре этого здания сказался начавшийся в те годы в СССР процесс освоения классического архитектурного наследства. Пройдем по тенистой набережной (архитектор Н. Подовинников) мимо сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького. Сад, названный в честь своего основателя Струковским, существует с начала XIX века. Недалеко от Струковского сада находится Иверский женский монастырь, который был заложен в 1850 году, как община сестер милосердия. Ансамбль монастыря с храмами и колокольнями сложился в начале ХХ столетья. В архитектуре монастыря чувствуется влияние архитектора К. Тона. Обитательницы монастыря жили, в основном, рукоделием. В 1877 году в монастыре было вышито знамя для болгарских ополченцев. В 1993 году монастырь вновь стал действующим. При монастыре было кладбище. Сохранился памятник П.В. Алабину. Напротив монастыря жигулевский пивоваренный завод, основанный Альфредом фон Вакано в 1880 году. В 1911 году германская фирма "Швальбе" произвела коренную реконструкцию завода.
В 1935 г. Самара переименована в Куйбышев в честь В. В. Куйбышева. В 1990 г. городу возвращено историческое название Самара.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в Самару эвакуированы правительственные учреждения из Москвы, посольства и представительства. В город были перемещены многие предприятия из западных районов СССР. Самара стала одним из арсеналов Советской Армии (производство самолетов Ил-2, Ил-10).

Современная Самара - крупный промышленный , научный и культурный центр страны. Основные отрасли производства: машиностроение, металлургия, авиастроение, производство космической техники, электротехника, энергетика, нефтехимия, деревообработка, стройматериалы, пищевая, легкая. Хорошо известна продукция шоколадной фабрики “Россия”, Жигулевского пивоваренного комбината.

В Самаре 11 ВУЗов, в том числе университет, педагогический, аэрокосмический, технический университеты, архитектурная и плановая академии, академия искусств и культуры. В городе 4 театра: академический театр оперы и балета, академический драматический театр имени Горького, театр юного зрителя, кукольный театр. Цирк, Волжский народный хор, Областная универсальная научная библиотека. Музеи: Историко-краеведческий имени П. В. Алабина (1886 г.), художественный (1937 г.) истории войск Приволжского военного округа (1964 г.). Дома-музеи: В. И. Ленина, М. В. Фрунзе, А. Н. Толстого. В окрестностях Самары в поселке Алакаевка Дом-музей В. И. Ленина. В 70-ти километрах от города Волжская ГЭС (1950-1958 гг.), Национальный парк “Самарская Лука”.