Ярославль.

Ярославль занимает особое место в драгоценном ожерелье древнерусских городов, окружающих столицу России. Он сохранил свой неповторимый облик и стиль, благодаря дошедшим до наших дней памятникам прошлого. Улицы, площади, набережные Ярославля, как “экспонаты” музея рассказывают о его истории. Летописи не сохранили точной даты основания города. Известно, что он был основан Ярославом Мудрым не позднее 1010 года у высокого обрывистого мыса на правом берегу Волги в месте ее слияния с Которослью. Издавна оно именуется Стрелкой. Издавна здесь располагалось поселение потомков угро-финских племен, смешанных с пришлым славянским населением. Местные жители занимались земледелием, рыбной ловлей, охотой, торговали со Скандинавией, Волжской Булгарией, странами Ближнего и Среднего Востока. Местоположение селища (легенды называют его “Медвежий угол”) было выигрышным в военно-стратегическом отношении, и в начале 11 века воины ростовского князя Ярослава Мудрого, ставшего позднее великим князем киевским, взяли его штурмом и сожгли языческое святилище. По преданию, князь зарубил топором священного медведя и повелел срубить на неприступном мысе крепость, названную в его честь Ярославлем. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с 17 века герб города, изображающий медведя с секирой.

Деревянная, рубленая крепость в 11-12 веках служила волжским форпостом своего “старшего брата” - Ростова Великого. Отсюда просматривалась местность на многие километры: были видны караваны торговых судов и приближающиеся варяги. Со времен Ивана Калиты ярославские князья стали союзниками Москвы и поддержали объединение вокруг нее русских земель. На рубеже 12-13 веков, благодаря выгодному географическому положению, город превратился в крупный торговый центр.

Временем его наивысшего расцвета в домонгольский период было правление ростовского князя Константина Всеволодовича (1207-1218 гг.) и его сына Всеволода (1218-1238 гг.). Ярославль при Всеволоде стал столицей княжества. Возвышение города определило начало больших строительных работ. На Стрелке была сооружена княжеская резиденция, первая в Ярославле каменная церковь Богородицы Успения. Каменное строительство развернулось и в Спасском монастыре, основанном в 12 веке. Спасо-Преображенский собор и другие Ярославские храмы создавались выдающимися ростовскими мастерами. Нарядные красно-белые постройки придавали городу праздничный, торжественный вид, но до нашего времени не сохранились.

Во время татаро-монгольского нашествия Ярославль отчаянно сопротивлялся захватчикам, был разорен и сожжен (1238 г.). Позднее местные жители продолжали выступать против ига Золотой Орды. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел 3 июля 1357 года. Ярославцы понесли огромные потери. С тех пор небольшая возвышенность за Которослью – ее хорошо видно со Стрелки – стала называться Туговой горой (горой печали). Теперь на Стрелке разбит парк: весной он благоухает яблоневым цветом, летом – сиренью и жасмином, зимой радует глаз сочной окраской зеленых и голубых елей. Вдоль аллеи высажены пионы и медуница. В сквере в честь тысячелетия распространения христианства на Руси был установлен памятникТроица” работы известного скульптора Н. Мухина, в настоящее время занятого внутренней отделкой Храма Христа Спасителя в Москве.

В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства, и тот факт, что он добровольно признал власть московских князей, сыграло весьма благоприятную роль в его судьбе. В 15 веке начался период возрождения города, и, когда русло Волги полностью оказалось в границах Русского государства, значение Ярославля в развитии внутренней и внешней торговли возросло. По волжскому пути велась торговля со странами Ближнего и Среднего Востока, через Архангельск – со странами Западной Европы, в особенности с Англией и Голландией. Иностранные купцы имели в городе свои “подворья”. Оттуда товары расходились по России и отправлялись в Персию и Индию. В Ярославле торговали хлебом, рыбой, изделиями из кожи. На всю Россию славились ярославские мастера – каменщики, плотники, художники, иконописцы – и товары ярославских ремесленников: серебряная и медная посуда, зеркала, изделия из кожи, набивные ткани, замки.

В середине 17 века по численности населения Ярославль занимал второе место после Москвы. Неудивительно, что в период борьбы против польской интервенции (1612 г.), когда страна была оккупирована польско-шляхетскими завоевателями, Ярославль почти на полгода стал временной столицей Русского государства. В городе было создано временное правительство – “Совет всея земли”, выпускавшее монеты с символикой Ярославля, формировалось народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского – его численность достигала 25 тысяч человек. За заслуги в период “Смутного времени” Ярославль получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса, что предопределило расцвет градостроительства в 17 веке.

Рубленый (деревянный) город занимал небольшую площадь между крутыми берегами Волги и Которосли и глубоким Медвежьим (Медведицким) оврагом. В первой половине 16 века он были укреплен искусственным земляным валом с тремя каменными башнями. Вокруг Земляного города располагались слободы и посады. В коровниках разводили на продажу скот, занимались гончарным промыслом, производили кирпич и изразцы, которые использовались при строительстве церквей и жилых домов. Жители наиболее крупной Толчковской слободы занимались выделкой кож, для чего толкли древесную кору. В Стрелецкой слободе проживали стрельцы, они сочетали военную службу с занятием ремеслом и мелкой торговлей., в Ямской – те, кто занимался извозом и содержал постоялые дворы.

Однако как бы не развивался процесс градостроительства – главным культурным и духовным центром Ярославля оставался богатый Спасский монастырь, которому покровительствовали князья московские. В его пределах сохранились редчайшие монументальные памятники 16-17 веков, которым нет равных в других городах России. Каменные стены и башни монастыря были возведены в 16 веке, Угличская проездная (1635 г.) и Богородицкая (1623 г.) башни сохранились до наших дней.

В ансамбле Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание Ярославля, сохранившееся до наших дней, - Спасо-Преображенский собор, “биография” которого укладывается едва ли не в 8 веков. Он был сооружен в 1503-1516 годах на фундаментах постройки 1216-1224 годов столичными мастерами великого князя Василия 3. Монументальное здание четырехстолпного трехглавого храма было поставлено на высокий подклет с окружавшими его открытыми галереями. В подклете была усыпальница князей, впоследствии там хоронили богатых горожан. Северная паперть, заменившая в 17 веке открытое гульбище, служила “книгохранильницей”. Именно здесь была найдена рукопись “Слова о полку Игореве”.

Трапезная, звонница Спасского монастыря и Святые ворота, первая мощная крепостная каменная башня Спасского монастыря были построены в 16 веке. Настоятельские покои и корпус келий, два уникальных памятника жилой архитектуры на территории монастыря. Возводились уже в 17 веке, когда в городе бурно развивалось каменное строительство.

В Спасском монастыре в настоящее время расположен историко-архитектурный музей-заповедник, созданный в результате слияния естественно-исторического (1864 г.) и исторического (1895 г.) музеев. Музей, в фондах которого хранится около 250 тысяч экспонатов, имеет несколько отделов: естественно-исторический, древнерусского и декоративно-прикладного искусства, архитектурный, тканей, предметов церковного обихода из драгоценных металлов (работы русских ювелиров 14-20 веков), древнерусской литературы. В его научной библиотеке представлено около 25 тысяч книг, в том числе редких (14-19 века), и собрание рукописей.

На территории музея проводятся международный фестиваль хоровой и колокольной музыки “Преображение”, праздники Рождества Христова и Нового года, Масленицы и Пасхи, концерты духовой музыки. В 1998 году здесь был открыт единственный в России Центр Духовной культуры “Классика”. Посетители музея могут увидеть живой символ Ярославля – медведицу Машу. Филиалами музея-заповедника являются и наиболее ценные в архитектурном и художественном отношении церкви 16-17 веков.

Церковь Ильи Пророка (1647-1650 гг.) в центре Ильинской площади – главная достопримечательность среди ярославских храмов 17 века. Она была построена на месте старой деревянной церкви по заказу знаменитых в то время скупщиков пушнины Аникея и Нифантия Скрипиных – обладателей несметных богатств, которые заставляли считаться с ними царя и патриарха. Будучи первоначально посадской, церковь со временем стала сердцем города, его главным зрительным центром. К ней со всех концов ведут прямые широкие улицы – она видна издалека в любое время суток.

Церковь представляет собой традиционный четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный со всех сторон высокими закрытыми галереями. Вместе с резным крыльцом и колокольней она образует сложную, асимметричную, но исключительно благородную и гармоничную композицию. Ограда церкви выстроена в 1896 году по рисунку А. М. Павлинова и украшена изразцами с двуглавыми орлами.

Церковь представляет собой сокровищницу русского искусства. Ее необычайно нарядное внутреннее убранство определило развитие декоративного начала в оформлении ярославских храмов.

Главным богатством церкви являются ее фрески, созданные в 1680 году артелью из 15 мастеров под руководством прославленных костромичей – изографов Гурия Никитина и Силы Савина. В работе принимали участие ярославские художники, в их числе Дмитрий Семенов. Заказчицей росписи была Улита Макарова, вдова Нифантия Скрипина. Роспись храма сохранилась в первоначальном варианте. Она никогда не записывалась, а только промывалась в 1902 и 1955 годах. С наибольшей силой талант и фантазия художников проявилась в сюжетах, посвященных житию пророка Ильи и его ученика, пророка Елисея.

Церковь Николы Надеина (1621-1622 гг.) была сооружена на средства богатейшего ярославского купца, “государевой сотни гостя” Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надей (отсюда и название храма). Он торговал пушниной, имел солеварни, медные рудники, поставлял продукцию для царского двора, давал царю кредиты, бывал в Москве, присутствовал на посольских приемах.

Церковь Рождества Христова (1644 г.) была сооружена по заказу посадских людей Акиндина и Гурия Назарьевых. Она неоднократно перестраивалась и в итоге из пятиглавой превратилась в одноглавую. Церковь всегда поражала богатством и роскошью. Она представляет собой сложную конструкцию с высоким крыльцом, внешними галереями и надвратной шатровой колокольней с выразительными въездными воротами. В интерьере надвратного храма особо ценными являются фрески 1683 года. Украшением церкви служит крупный ажурный крест над приделом Казанской Богоматери, уникальный образец филигранного мастерства ярославских кузнецов 18 века, и пятиярусный иконостас. Фасады церкви украшены поливными изразцами.

В 17 веке сложилась особая школа ярославского зодчества. Церкви имели причудливую композицию, богатый декор. Они были одновременно торжественны, праздничны и нарядны. Каждая улица города начиналась и заканчивалась церковью. Улицы веером расходились от площадей, а храмы возвышались над ними, образуя кварталы. Они выстроились вдоль высоких берегов Волги и Которосли и в окружении колоколен и часовен создают неповторимую панораму.

Волжская набережная с замысловатыми чугунными узорчатыми решетками была построена в 1823-1835 годах. С бульварами, парками вековыми липами и старинными особняками она являет собой уникальный памятник культуры. После реконструкций в 1944 и 1960 годах ее длина достигла 3 километров.

Вдоль набережной сохранилось много дворянских городских усадеб 18-19 веков с чугунными балконными решетками и лепными украшениями на фасадах. Она вместила десятки церковных построек. Большинство музеев находится либо на набережной, либо в непосредственной близости от нее. Вблизи железнодорожного и автомобильного мостов через Волгу в старинном здании, где ранее располагалось женское духовное училище, в начале века останавливался знаменитый русский композитор, дирижер и пианист С. М. Ляпунов (1859-1924) – теперь здесь находится Управление Северной железной дороги.

Недалеко расположилась церковь Благовещения (17-18 века) с колокольней, построенной на средства жителей Рыбацкой слободки, чуть ниже – памятник великому русскому поэту Н. А. Некрасову (1821-1878 гг.), созданный в 1958 году по проекту скульптора Г. И. Мотовилова и архитектора Л. И. Полякова, в некотором отдалении – здание бывшего Общества врачей – единственный в Ярославле каменный дом с мезонином (19 в.).

На противоположном берегу Волги расположен Заволжский район – бывшая слобода Тверицы. В 1375 году ярославский князь Василий вместе с Дмитрием Донским участвовал в походе против тверского князя Михаила, добивавшегося великокняжеского престола. Василий взял в плен множество тверских воинов, которые поселились за Волгой, основав здесь слободу. Они занимались в основном рыбной ловлей, поставляли улов на городские рынки. В 1923-26 годах на Ляпинском торфяном болоте по плану ГОЭЛРО была построена ныне действующая и снабжающая город электричеством ГРЭС. В настоящее время за Волгой располагаются десятки промышленных предприятий и крупнейший “спальный район” города.

В расположенном вблизи Митрополичьих палат Губернаторском доме представлено собрание живописи 18-19 веков: работ И. Репина. К. Айвазовского, К. Машкова и многих других русских художников. Гордостью музея является коллекция картин К. А. Коровина, а также собрание русских провинциальных портретов 18-19 веков. В музее представлены коллекции фарфора и стекла 17-20 веков, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В “Губернаторском саду” демонстрируется выставка современной парковой скульптуры, проходят выставки цветов, звучит музыка. При музее работает “Театр на Набережной”, в котором ставятся спектакли по произведениям классиков русской литературы. В большом зале музея регулярно проводятся концерты, циклы музыкальных вечеров – камерной музыки, русского романса.

Рядом находится первый частный музей в РоссииМузыка и ВремяД. Мостославского, в соседнем доме – “Музей одной картины”. В них представлена уникальная коллекция старинных часов, музыкальных инструментов, колоколов, предметов домашнего обихода. Особенно интересно собрание действующих старинных часов из Франции, музыкальных инструментов производства Германии, коллекция колокольчиков.

Вблизи в особняке 18 века находится Музей истории Ярославля. В нем представлены этапы градостроительства, макеты, планы и панорамы города, рисунки, фотографии, проводятся выставки.

Речной вокзал находится в середине Волжской набережной. Отсюда видны легкие ажурные конструкции железнодорожного моста и Октябрьский автодорожный мост через Волгу. Движение по Октябрьскому мосту началось в 1966 году. Его длина составляет 800 метров, ширина – 18 метров, высота над уровнем воды – 26 метров. Он построен из сборных деталей, смонтированных при помощи синтетического клея.

Здание речного вокзала из стекла и бетона в форме большого современного океанского лайнера было построено в 1976 году. До этого вдоль Волги стояли старые деревянные причалы, к которым швартовались суперсовременные речные и морские теплоходы.

На месте древнейшей части Ярославля в месте слияния Волги и Которосли, сохранились Митрополичьи палаты (17 век) – образец богатого жилого двухэтажного здания, Ильинско-Тихвинская церковь (1825-1831 гг.), Волжская башня (1658-1668 гг.), надежно прикрывавшая вход в Медвежий овраг, отделявший кремль от торгово-ремесленного посада.

К Которосли обращены пятиглавые церкви Спаса на Городу (1672 г.) и НиколыРубленый город” (1695 г.).

Церковь Спаса на Городу расписывали артелью из 22 мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова, Федора Федорова и Ивана Дмитриева. Артель Севастьянова великолепно владела техникой фрески. За семь недель они расписали церковь, ее алтари и паперти. Росписи были выполнены в ярославском стиле, который характеризуется разбивкой стен на узкие ярусы. В 1918 году во время эсеровского мятежа росписи сильно пострадали.

Церковь НиколыРубленый город” построена на средства посадских судостроителей, чьи верфи располагались поблизости под обрывом, в бывшем Рубленом городе, откуда и пошло название церкви. Пятиглавый храм прост, пропорционален и изящен. Он стоит на живописном возвышении без подклета, имеет трапезную и колокольню с тонким заостренным, словно устремившимся вверх, шатром.

В 18 веке город стал крупным центром мануфактурного производства. В 1722 году по указу Петра Первого в Ярославле была основана одна из крупнейших по тем временам полотняная мануфактура. На ней работали около полутора тысяч крепостных. Полотно, скатерти, салфетки, шторы были хорошо известны на внутреннем и внешнем рынке. К концу 18 века в городе имелось 70 предприятий. Они производили шелковые, хлопчатобумажные, льняные ткани, кожевенные изделия, обувь. В 1870 году в Ярославле была построена железная дорога, соединившая его с Москвой, а позднее – с Вологдой (1872 г.), Костромой (1887 г.). Рыбинском (1898 г.) и Санкт-Петербургом. В 1903 году через Волгу был построен первый железнодорожный мост. Поезда шли на север и восток, в Китай и Монголию.

В 18 веке Ярославль стал родиной первого русского национального театра. Центральная площадь города носит имя актера Федора Волкова (1728-1763 гг.). Он родился в Костроме, после смерти отца, с матерью, вторично вышедшей замуж, переехал к отчиму в Ярославль. Здесь он создал из числа друзей и сподвижников актерскую труппу. В нее вошли два его брата – Григорий и Гаврила, служащий ярославского магистрата Иван Нарыков и другие. Благодаря их усилиям 29 июня 1750 года в кожевенном амбаре купца Полушкина зрители увидели “некое лицедейство, крайне диковинное”. Молва о спектакле быстро долетела до Петербурга. В 1752 году труппа во главе с Ф. Волковым была приглашена в столицу. Ярославские актеры сыграли там несколько пьес, в том числе “Гамлета” В. Шекспира. В 1756 году был издан указ об открытии в ПетербургеРусского театра”, у истоков которого стояли ярославские “комедианты”.

На площади, носящей имя Ф. Волкова, в 1973 году в его честь был возведен памятник, сооруженный по проекту ярославского скульптора А. Соловьева и архитектора В. Марова.

В начале 19 века здесь был возведен также и деревянный театр. На его месте в настоящее время стоит здание Ярославского государственного академического театра имени Ф. Волкова, построенное в 1911 году по проекту архитектора Н. А. Спирина.

Вблизи площади Волкова находятся такие замечательные памятники, как ансамбль Гостиного двора (1814-1818 гг.): торговые ряды, ротонда Власьевская (Знаменская) башня (1660-1662 гг.), служившая ранее проездными воротами в город со стороны Углича, тенистый Первомайский бульвар, ведущий к Волжской набережной, Богоявленская площадь с церковью Богоявления (1684-1693 гг.), краснокирпичной, украшенной шатровой колоколенкой и множеством поливных изразцов.

Она была построена на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова, богато украшена двумя ярусами крупных декоративных кокошников, поддерживающих глухие барабаны пяти луковичных глав, и яркими изразцовыми фризами. Внутреннее помещение не имеет традиционных столпов. Интерьер освещен девятью окнами. Авторы и время внутренней росписи церкви не известны. Главная их тема – жизнь и страдания Иисуса Христа. Церковь украшена резным иконостасом 18 века. Ее достопримечательностью является также монументальный резной запрестольный крест сложной формы, украшенный гроздьями синего и зеленого винограда.

На территории бывшей Коровницкой слободы, за Которослью сохранился уникальный архитектурный ансамбль – церкви Иоанна Златоуста (1649-1654 гг.), Владимирской Богоматери (1699 г.), колокольни (1680 г.) и “Святых ворот” (17-18 века).

Большая пятиглавая церковь Иоанна Златоуста с галереями и шатровыми приделами строилась как летняя на средства посадских людей Ивана и Федора Неждановских. Ее украшает богатая изразцовая отделка 17-18 веков, резные висячие гирьки, наличники окон. В убранстве интерьера также применялись изразцы. Стены расписаны в 1732-1733 годах артелью ярославских иконописцев во главе с уроженцем Коровницкой слободы Алексеем Сопляковым. Одновременно создавался иконостас в стиле “барокко”. В резьбе Царских врат использован мотив цветущего подсолнечника – оригинальная деталь, нигде в ярославских иконостасах не встречающаяся.

Миниатюрная пятиглавая церковь Владимирской Богоматери (1669 г.) строилась как зимняя. Ее восточный фасад повторяет формы церкви Иоанна Златоуста. Их соединяет ограда со “Святыми воротами”, обращенными к Волге. Между церквями Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери расположена высокая восьмигранная столпообразная колокольня высотой 37 метров, ставшая центром архитектурного ансамбля. Ее называют “свечкой”. Богато украшенный шатер колокольни увенчан маленькой изящной главкой. Ансамбль в Коровниках в настоящее время передан старообрядческой церкви, в приделе церкви Иоанна Златоуста проводятся службы.

На берегу реки Которосли в бывшей Толчковой слободе расположена церковь Иоанна Предтечи (1681-1687 гг.). На одну высоту с главным храмом выведены увенчанные пятиглавиями приделы. Над пятью низкими апсидами поднимается богато декорированная стена храма, украшенная узором фигурных деталей, многоцветными изразцами, цветной росписью наличников, дверей и ставен. Над ней возвышаются пятнадцать глав, собранные в три пятиглавые группы. Самое большое пятиглавие – центральное, над центральной главкой сооружена дополнительная – луковичная.

Сооружение и роспись шестиярусного иконостаса было завершено в 1701 году. Царские врата придела Гурия и Варсонофия украсила уникальная деревянная резьба с позолотой, пышные фантастические цветы, сказочные птицы и грифоны.

Вблизи можно увидеть Федоровскую церковь (1687 г.) и в некотором отдалении – скромную одноглавую бывшую кладбищенскую церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе (1692 г.).

За Которослью рядом с территорией Большой мануфактуры купца И. М. Затрапезного (сейчас это Петропавловский парк) расположен редчайший памятник “петровского барокко” в Ярославлецерковь Петра и Павла (1732-1742 гг.). Она была построена в честь Петра Первого, благодаря которому здесь развивалось мануфактурное производство. Можно заметить ее сходство с общим видом Петропавловской крепости в Петербурге. Церковь двухэтажная, хотя три яруса окон создают впечатление, что этажей – три. На первом – находится теплая зимняя церковь, на втором – холодная летняя. Над входом возвышается пятиярусная колокольня с часами и шпилем высотой пятьдесят семь метров.

В 18 веке Ярославль стал крупным культурным центром. Здесь были открыты цифирная школа (1737 г.), Славяно-латинская семинария (1747 г.), Главное народное училище для всех сословий (1786 г.). В 1805 году по инициативе и на средства П. Г. Демидова было основано Высших наук училище, позднее преобразованное в лицей и в университет, а спустя два года - гимназия. В 1784 году в Ярославле открылась первая типография, через два года вышел в свет первый в России провинциальный журнал “Уединенный пошехонец”, где печатались статьи по философии, естествознанию, географии, истории, краеведению. В 1831 году начала выходить газета “Ярославские губернские ведомости”, в 1849-1850 годах – “Ярославский литературный сборник”. С Ярославлем связаны жизнь и творчество поэта Н. А. Некрасова, педагога К. Д. Ушинского, композитора и дирижера С. М. Ляпунова (1859-1924 г.), оперного певца Л. В. Собинова (1872-1934 гг.).

Большую роль город сыграл в истории революционного и контрреволюционного движения в России. В 1901 году Ярославль становится центром “Северного рабочего союза”, объединившего социал-демократические организации Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, а с 1903 года – центром деятельности Северного комитета РСДРП. 9 декабря 1905 года в городе произошло столкновение рабочей демонстрации с казаками. Получившее впоследствии название “кровавой пятницы”. В 1918 году вслед за левыми эсерами, выступившими в Москве против Советской власти, 6 июля 1918 года в Ярославле тоже вспыхнул белогвардейский мятеж под руководством Б. Савенкова.

Численность населения Ярославля в настоящее время составляет 600 тысяч человек. Из центра маслобойного и текстильного производства в 20 веке город превратился в один из крупнейших в России очагов развития машиностроения. Металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В Ярославле был построен первый в мире завод синтетического каучука, выпущены первый в СССР дизель-мотор для большегрузных автомобилей, первый самосвал и троллейбус. В городе работают шинный и моторный заводы. Ярославские лаки и краски известны в России и за ее пределами. В Ярославле жила и училась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова.

Ярославль – студенческий город. Здесь имеются несколько университетов, в том числе Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова. Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинскому, Ярославский политехнический университет, Медицинская и Сельскохозяйственная академии, театральное училище (ВУЗ), два военных училища, Международный университет бизнеса и новых технологий, а так же филиалы десятков учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга.

В городе работают государственный академический драматический театр имени Ф. Волкова, театр юного зрителя, театр кукол, театр на Красном спуске, филармония, цирк, несколько музеев. В ярославских выставочных залах регулярно выставляют свои произведения местные художники, скульпторы и ювелиры.

В старинном особняке в центре города расположен дом-музей Л. В. Собинова. В Ярославле певец провел первые восемнадцать лет своей жизни (1872-1890 гг.). Здесь собраны его документы, личные вещи, театральные костюмы певца, записи его выступлений.

В музее боевой славы расположена постоянно действующая экспозиция “На войне как на войне”, рассказывающая о боевой и трудовой доблести ярославцев во время Великой Отечественной войны.

В 15 километрах от Ярославля в живописном старинном селе расположен Литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова “Карабиха”. Теперь это единственная в Ярославской области полностью сохранившаяся дворянская усадьба 18 века с жилыми и хозяйственными постройками, фруктовым садом и тенистыми парками. Каждый июль в Карабихе проводятся Некрасовские праздники поэзии.