Горицы

У пристани Горицы туристические теплоходы обычно делают более длительную стоянку, чтобы у туристов хватило времени не только на осмотр Горицкого монастыря, но и на экскурсию, представляющую огромный интерес город Кириллов и село Ферапонтово, куда можно добраться по шоссе наземным транспортом (от Гориц до Кириллова - 8 км, от Кириллова до Ферапонтова – 19 км).

Город Кириллов, административный центр Кирилловского района Вологодской области, расположен в 100 километрах к северу от железнодорожной станции Череповец на линии Санкт-Петербург-Вологда и в 129 километрах к северо-западу от Вологды на берегах связанных между собой озер Сиверское и Долгое. Топорнинским каналом Сиверское озеро соединено с Волго-Балтийским водным путем. Население города – 9 тысяч человек.

Современный город Кириллов занимает второстепенное положение в экономике Вологодской области. Промышленность здесь представлена небольшими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и древесины. Гораздо важнее архитектурное и культурное наследие Кириллова и та роль, которую город сыграл в судьбах России. Не случайно в 1970 году его официально внесли в список городов нашей страны, имеющих историческое значение.

История города начинается с основания примерно в 1397 году Кирилло-Белозерского мужского монастыря, образцом для которого послужил Симонов монастырь в Москве. Его создателями стали монахи Кирилл Белозерский (1337-1427 гг.) – последователь Сергия Радонежского – и Ферапонт. Они поставили на склоне горы крест, выкопали келью и поставили часовню. Ферапонт вскоре покинул Кирилла и основал свой монастырь в 20 километрах отсюда на берегу Бородавского озера (ныне село Ферапонтово). В связи с переселением в Кирилло-Белозерский монастырь части братии из Симонова монастыря он был перенесен за реку Свияга, на полуостров Сиверского озера, где были возведены Успенский собор, кельи, трапезная, поварня и другие службы. При игумене Трифоне (1435-1447 гг.) в монастыре началось обширное строительство. В 15-17 веках он был влиятельным религиозным центром, который стремилось посетить множество паломников, культурным и экономическим центром Русского Севера. Многие известные религиозные деятели того времени были выходцами из монастыря, в том числе основатель движения нестяжателей Нил Сорский, летописец Гурий Тушин, Вассиан Патрикеев.

Процветанию монастыря способствовали существенные денежные пожертвования московских князей и бояр. Наивысший рассвет Кирилло-Белозерского монастыря пришелся на 16-17 века, когда он пользовался покровительством московских великих князей и царей, в том числе Василия 3 и Ивана 4 Грозного. В этот период он играл важную роль на торговом пути к Белому морю, проходившем тогда через эти края. В 1601 году только в Белозерском уезде во владении монастыря было 11 сел, 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей, а в 1-й половине 16 века его собственностью были земельные владения в 16 уездах России, соляные промыслы, производившие ежегодно 30-50 тысяч пудов соли, рыбные ловли, а также собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, Вологде, Ярославле и других городах.

В середине 17 века монастырю принадлежали 20 тысяч крепостных. Основание в 15 веке монастырской иконописной мастерской связано с деятельностью знаменитого иконописца Дионисия Глушицкого. Монастырская библиотека в конце 15 века насчитывала уже более 200 книг. Согласно преданию, часть этих книг была переписана самим Кириллом Белозерским, который канонизирован Русской православной церковью. В 1859 году по постановлению Синода 1355 хранившихся в ней рукописей были вывезены в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии.

Монастырь также использовался властями как место ссылки. В 16 веке сюда были сосланы князья Воротынские, московский митрополит Иоасаф Скрипицын, бояре Шереметьевы и др. Во время Московского восстания 1648 года здесь укрывался Б. И. Морозов. Кроме того, монастырь выполнял функции хорошо укрепленной крепости, которой в начале 17 века в период польско-шведского нашествия на Россию пришлось пережить суровые испытания. В декабре 1612 года крепостные стены уберегли монастырь от нападения многочисленного польского отряда под командованием полковника Песоцкого, несколько раз пытавшегося взять его штурмом.

Сформировавшаяся при монастыре слобода, где жили монастырские служители и ремесленники, располагались кузнечные, кожевенные, деревообрабатывающие и прочие мастерские, в 1776 году была преобразована в уездный город Кириллов, который оставался в этом качестве вплоть до 1927 года – первоначально в составе Новгородского наместничества, затем Новгородской губернии, а с 1918 годаЧереповецкой губернии. В 1927 году в нашей стране произошли принципиальные изменения административного деления, в результате которых Кириллов стал районным центром Ленинградской, а с 1937 годаВологодской области.

Кирилло-Белозерский монастырь.

Одна из стен Кирилло-Белозерского монастыря обращена к городу и дороге на Вологду, другие построены вдоль берегов Сиверского озера и соседнего Долгого озера. Монастырь занимает довольно большую площадь – около 12 га. Он сформировался из нескольких последовательно возникавших частей. Наиболее древними из них являются расположенный между берегом Сиверского озера и рекой Свияга Большой Успенский монастырь в юго-западной части нынешнего монастырского ансамбля и примыкающий к нему с востока Малый, или Горний Ивановский монастырь. Эти два монастыря образуют так называемый Старый Город. От него уцелели фрагменты южной стены с двумя башнями, расположенными на берегу озера – Свиточной и Мережной, Водяные ворота с надвратной церковью Преображения и Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Иоанна Лествичника (1572 г.).

К Святым воротам, которые служили парадным въездом в Большой Успенский монастырь, по сторонам пристроены каменные двухэтажные палаты 17 века.

Доминирующее положение в ансамбле Большого Успенского монастыря занимает величественный кубический четырехстолпный одноглавый Успенский собор – творение зодчего Прохора Ростовского (1497, 1595-1596 гг.). В его интерьере сохранился пятиярусный иконостас 15-18 веков и фрески, датированные 1641 годом, а на северной паперти – фрески, созданные костромскими и ярославскими мастерами в 1650 году.

К северо-западному углу собора пристроены две небольшие кубические одноглавые бесстолпные церкви – Владимирская (1554 г.) и Епифания (1645 г.), а с юга примыкает придельная церковь, сооруженная в 1792-1794 годах над гробницей основателя монастыря Кирилла Белозерского.

В юго-западной части “Старого Города” располагается мощная четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах на средства великого князя Василия 3, который с женой Еленой Глинской в 1528 году посетил монастырь. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.). В этой же части “Старого Города” находятся квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения (1519 г.) и изящная небольшая шатровая церковь Евфимия со звонницей (1653 г.).

На территории Горнего Ивановского монастыря, который так же относится к “Старому Городу”, на небольшой горке стоит стройная одноглавая церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг.), также построенная на средства Василия 3, а рядом с ней на склоне – одноглавая церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой (1560-1594 гг.); обе эти церкви первоначально были двуглавыми.

В 17 веке к территории “Старого Города” с северо-востока был пристроен так называемый Новый город. Его мощные стены, охватывающие весь монастырский комплекс с трех сторон, были сооружены в 1653-1682 годах (строители К. Серков, С. Шам). Общая протяженность внешних монастырских стен составляет 1,3 километра, их высота достигает 10,8 метра. Они имеют трехъярусное галерейное устройство, на углах сооружены массивные многогранные башни, в середине стен – четырехгранные проездные башни.

Сегодня въезд в Кирилло-Белозерский монастырь устроен через Казанскую башню, от которой идет прямая аллея к воротам “Старого Города”. Застройка на территории “Нового Города” до наших дней не сохранилась. Там теперь размещены памятники деревянного зодчества, доставленные из окрестностей Кириллова: церковь Ризположения из села Бородавы (1486 г.) и ветряная мельница из деревни Щелково (19 в.).

К 1917 году в монастыре оставалось лишь 7 монахов и 10 послушников. В 1924 году монастырь был закрыт, а на его территории размещен Кирилловский краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В его постоянных экспозициях представлены собрания древнерусских икон 15-16 веков, древнерусского шитья 15-17 веков и древнерусской скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, узорчатые ткани 18-19 веков. В летнее время открыты интерьеры церкви Иоанна Лествичника и церкви Преображения. Всего в фондах музея-заповедника насчитывается около 30 тысяч экспонатов.



Ретро порно Кастинги.