Кижи

Большой Климецкий. Длина его 30 километров, ширина – 5-9 километров, площадь 147 квадратных километров. Первые крестьянские хозяйства появились в наиболее удобной и более теплой северной части острова. В конце 15 века на юге в урочище Конда на берегу одноименной бухты новгородским купцом Иоанном Климентовым был основан Климецкий монастырь. По преданию, в 1520 году во время одного из многочисленных путешествий из Великого Новгорода на Белое море его застала страшная буря, и суда, груженые солью, выбросило здесь на каменистую отмель. Местность оказалась очень живописной и так понравилась купцу, что он впоследствии выбрал ее для устройства здесь монастыря.

К монастырю отошли хозяйства в южной части острова. Размежевание пахотных земель привело к тому, что между монастырем и государственными крестьянами вспыхнула распря, длившаяся 200 лет. В 1592 году деревни и монастырь пострадали от шведов. В монастыре была построена многоголовая Троицкая церковь (1712 г.). В конце 17 века на острове имелись небольшие крестьянские мастерские по металлообработке. К этому времени лес на острове был почти полностью сведен. В середине 18 века было запрещено подсечное земледелие, в результате леса стали восстанавливаться, и в 1851 году на юго-западе острова уже имелась большая корабельная роща.

В конце 19 века остров приобрел широкую известность в России. В деревнях Гарницы, Середка жили известные сказители (Т. Г. и И. Т. Рябинины, В. П. Щеголенок), со слов которых П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг записали большое количество русских былин, сказаний и легенд (в том числе об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче). Сказители с огромным успехом выступали в Москве и Санкт-Петербурге.

Деревни на острове развивались до начала Великой Отечественной войны, после нее деревни захирели, многие из них были заброшены. В 1958 году в помещениях Климецкого монастыря располагался пионерский лагерь, ныне сохранились лишь остовы стен. Сейчас на острове имеется всего несколько деревень на западном побережье. В деревне Петры сохранился дом Савельевых (19 в).

Музей-заповедник.

Кижи, музей-заповедник деревянного зодчества и этнографии Карелии, расположен на одноименном острове и прилегающих к нему островах. Длина острова около 5,5 километров, ширина до 1,4 километра, он вытянут почти с севера на юг. Центральная часть острова несколько приподнята, образуя длинную гряду, которая тянется из конца в конец острова, и делит его на две части – более обширную и пологую западную и узкую восточную. Это в основном луговой остров, лишь у самой кромки воды тянется узкая полоска леса, да топкие участки поросли ивняком. Украшением острова являются раскидистые вязы.

Многовековая деятельность человека сильно изменила облик острова, и теперь он кажется очень освоенным и однообразным. Со всех сторон остров защищен от волн, которые временами разыгрываются на открытых просторах Онежского озера, а значит, удобен для устройства стоянок судов. Вода на прибрежном мелководье весной быстро прогревается и очищается ото льда. На острове необычайно черная почва, которая связана с горной породой, называемой в народе “углистым сланцем”, “кижским черноземом” или “северным антрацитом”. В 18 веке крестьяне получали из нее черную краску, так называемую олонецкую чернедь, использовавшуюся на Александровском заводе для окраски пушечных стволов.

Название острова имеет общий корень с карельским словом kizat – “игрища”. Предполагается, что местное население еще в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Одно из первых поселений на архипелаге возникло на острове Кижи, пологий рельеф был причиной того, что он был вскоре был полностью расчищен под пашню. С 16 века остров становится центром Спасского погоста, в подчинении которого находилось 130 сел. Тогда же на острове уже были построены две деревянные церкви: Преображенье Спасово и Покров Святой Богородицы.

В 1580-1581 годах на погост напали шведы и разорили половину хозяйств. Запустение в погосте длилось до 17 века, с этого времени начинается постепенный рост населения. В начале 17 века погост по-прежнему разоряли иноземные захватчики. По условиям Столбовского мира со Швецией в 1617 году граница между государствами прошла вблизи Кижей. Поэтому в середине 17 века вокруг погоста возводятся высокие деревянные крепостные стены со сторожевыми башнями.

В конце 17 века крестьян Кижского погоста приписывают к железоделательным заводам. Им вменяется в обязанность заготавливать лес, древесный уголь и железную руду. В 1769 году взбунтовавшиеся кижане отказываются выполнять вспомогательные работы на заводах – так называемое Кижское восстание. Руководители его собирались на сходы в трапезной Преображенской церкви. Несмотря на многочисленные челобитные в Петербург, 1 июля 1771 года под стенами Преображенской церкви участники восстания были расстреляны из пушек. Зачинщиков восстания клеймили и отправили на сибирскую каторгу.

В начале 18 века обветшавшая Преображенская церковь сгорела от удара молнии. В 1714 году в честь победы русского народа была возведена новая величественная 22-главая церковь, из бревен прочной сосны, без гвоздей, при помощи топора и долота. По преданию, ее план чертил Петр 1. В 1764 году была построена Покровская церковь, тоже сохранившаяся до наших дней.

Преображенская церковь

Преображенская церковь – грандиозна, величественна, но в то же время удивительно соразмерна человеку. Церкви придают нарядность и чрезвычайную пышность ее необычная композиция, обилие деталей, в том числе глав и бочек, множество прихотливо изогнутых линий, стремительная динамика ее архитектуры. В Преображенской церкви есть что-то от сказочных русских теремов, при этом она органично сочетается с простотой и непосредственностью крестьянских построек.

В основании расположен “двадцатистенок”, то есть традиционный восьмерик с 4 прирубами, расположенными симметрично напротив друг друга в форме креста. На самом большом восьмерике стоит средний восьмерик, а на нем установлен самый маленький восьмерик. Все нижние прирубы имеют двухъярусный ступенчатый верх, и на каждом ярусе прируба расположена бочка с главой на барабане. Третий ярус из 8 бочек и глав расположен на нижнем восьмерике. Четвертый ряд из 4 бочек и глав стоит на среднем четверике. На верхнем восьмерике стоит центральная самая большая глава. Последняя глава установлена над алтарным прирубом, она расположена ниже всех остальных.

Величина куполов в каждом ярусе церкви разная, симметричное строение придает ей форму высокой пирамиды, которая смотрится одинаково со всех сторон. Впечатление от церкви усиливается формой стройных барабанов на стрельчатых бочках, луковичными главами с крестами. Серебристый осиновый лемех, которым покрыты купола, барабаны и бочки, как бы светится, отливая серебром во время белых ночей. А на закате церковь полыхает багрянцем. У церкви торжественное парадное крыльцо, низкие сени и высокое внутреннее помещение. Восьмерик центрального портала венчает “висячее небо” - многогранный пирамидальный потолок. Иконостас в стиле барокко поражает обилием и многообразием скульптурных форм, причудливой резьбой, блеском и обилием позолоты. Он сооружен во второй половине 18 века.

Если Преображенская церковь летняя, то Покровская, построенная в 1764 году поблизости от нее, - зимняя. Она увенчана 10 куполами и имеет форму традиционного восьмерика на четверике трапезной. В плане представляет вытянутый прямоугольник с двумя срезанными с одной стороны углами. 8 малых главок стоят на небольших восьмериках по углам большого восьмерика, 9-я глава, самая большая, в центре. Десятая глава расположена на алтарной бочке. Все девять глав слагаются в изящную, ажурную корону.

Конструкция церкви не совсем обычна. Массивный рубленый восьмерик значительно шире нижнего четверика, поэтому сруб четверика повалом расширяется вверх. В верхней части восьмерика проходит зигзагообразный фронтонный пояс, который не только оживляет восьмерик, но служит для отвода воды от стен. Крыльцо одномаршевое несимметричное, украшено резьбой. Кровля выполнена из теса, барабаны и купола покрыты осиновым лемехом. Традиционный для таких церквей тябловый иконостас не сохранился, его место в начале 20 века занимал иконостас в эклектическом стиле. При реставрации 1950-х годов этот иконостас заменен на тябловый с иконами, подобранными из музейных коллекций древних церквей Заонежья (17-18 веков).

Между двумя церквями в 1874 году построили высокую шатровую колокольню. Она заменила ветхую старую, стоявшую на этом месте. Согласно гравюре 18 века, ее высокий столбообразный восьмерик стоял на низком четверике, а завершалась колокольня звонницей и высоким шатром с главкой. Заменившая ее колокольня состоит из тех же частей, но построена она уже в эклектическом, а не в народном стиле, как предыдущая.

Крепостная стена, ранее окружавшая церкви, до наших дней не сохранилась. В 1950-х годах на сохранившемся каменном и валунном фундаменте, опоясывающем церкви и колокольню, была сооружена бревенчатая ограда, за образец которой принята единственная сохранившаяся ограда Водлозерского Ильинского погоста (остров Ильинский Погост на Водлозере в Пудожском районе). Ограда имеет двускатную кровлю, одну угловую башенку, главные въездные ворота, северный и восточный входы в виде калиток, прикрытых двускатной и пирамидальной кровлей, с резной решеткой.

В 1949-1959 годах была проведена реставрация церквей и колокольни. Позднее Преображенская церковь была обшита тесом, окрашена в желтый цвет, а бочки, барабаны и купола покрыты железом, окна увеличены. Внутри церкви стены были также обшиты тесом, внизу расписаны под мрамор; верх побелен, а пол украшен под паркет. Появилось много церковной утвари и украшений, которые по большей части пропали во время фашистской оккупации. Покровская церковь тоже была обшита тесом, с ее восьмерика убрали фронтонный пояс, но главы железом не покрывали. В ней уничтожена стена между трапезной и основным церковным объемом, расширены окна, разобрана русская печь, заменена на две круглые голландки, стены обшиты тесом и оштукатурены, то есть создан образ каменной церкви. После реставрации церкви приняли свой первоначальный вид.

На острове.

От погоста по дороге, вьющейся по гребню гряды, можно пройти по всему острову. С вершины гребня открывается живописная панорама Заонежского полуострова и островов Кижского архипелага. С самой высокой точки просматривается почти весь остров. Здесь стоит часовня Спаса Нерукотворного (17-18 века) из деревни Вигово. В северо-западной части острова в сушу вдается глубокий узкий залив, продолжение которого заболочено.

В 1951 году в Кижах был образован музей. Первоначально в раздел музея “под открытым небом” перевезли с близлежащих островов несколько типичных для Заонежья старинных крестьянских домов, потом экспозиция стала пополнятся и другими памятниками деревянной архитектуры Заонежья и южной Карелии, а впоследствии и со всей Карелии. В 1960 году здесь организован Музей-заповедник деревянного зодчества и этнографии Карелии. До 1980 года на остров перевезены многие деревянные гражданские и культовые строения: церкви, часовни, крестьянские дома, мельницы, амбары, рига, кузница, бани, большинство из которых построены в 19 – начале 20 века. В результате на острове Кижи сформировалась целая архитектурно-этнографическая экспозиция, знакомящая посетителей с традиционной культурой всех народов и этнических групп Карелии. Но поскольку деревянные сооружения несколько проиграли, оказавшись “вырванными” из своего естественного окружения, было решено дополнить экспозицию и включить в нее и соседние с Кижами острова, где церкви, часовни и дома стояли на своих собственных местах.

В настоящее время в музее-заповеднике наиболее полно представлен раздел “Русские Заонежья”, в который кроме церквей и часовни 14-18 веков вошли жилые и хозяйственные постройки (19-20 вв.), кузница, водяная и ветряная мельницы (всего 20 построек). Наиболее старая постройка – Часовня Лазаря из Муромского монастыря (конец 14 века). Она невелика и состоит из простой деревянной клети (сруба) с двускатной кровлей и главкой посередине. Иконостас двухъярусный, часть икон утрачена и заменена. Перевезена в Кижи в 1959 году.

В экспозиции на восточном побережье острова – “Южные Карелы” - показаны жилая и хозяйственные постройки (конец 19 века) и поклонный крест (1763 г.), а так же памятники архитектуры ливвиков и людиков: часовня Трех Святых (17 в.), амбары и рига (19 в.). В Северных Карелах имеется ветряная мельница и рига (19 в.). В деревне-резервате Ямка (Ольхино) в середине восточной части острова собраны 7 жилых домов (19-20 вв.), хозяйственные постройки, часовня (18 в.), ветряная мельница (1928 г.) и поклонный крест (1812 г.). В деревне-резервате Васильево в западной части острова находятся жилые дома и хозяйственные постройки (18-19 вв.) и часовня Успения Богородицы (17 в.); здесь в двухэтажном доме расположена выставка народного прикладного искусства Карелии (вышивка, резьба по дереву, роспись), а в мезонине – экспозиция “Партизанская светелка”. В экспозиции “Русские Пудожья” собраны дома и амбары (19-20 вв.). Памятники архитектуры вепсов представлены амбарами и баней (19-20 вв.).

На территории Музея-заповедника “Кижи” традиционно отмечаются праздники: Пасхальные встречи (после Пасхи), Петров день (12 июня, в деревне Волкостров), Часовенный праздник Кирика и Улиты (28 июля, в деревне Воробьи), Ильин день (2 августа, в деревне Телятниково), Преображение Господне (19 августа, Преображенская церковь Кижского погоста), праздник Кижской волости (23 августа), Часовенный праздник Успения Божией Матери (28 августа, в деревне Васильково), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября, Покровская церковь Кижского погоста). В течении всего летнего периода в экспозиции музея демонстрируют традиционные ремесла Заонежья, проводят концерты Заонежских звонов и выступления фольклорного театра музея-заповедника. С 1990 года памятники Кижского погоста и его архитектурное окружение вошли в список Памятников всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Кроме исторических памятников на острове есть несколько интересных природных объектов: озовая гряда, термокарстовые воронки, в северной части острова растет древняя липа.