Нижний Новгород

История города исчисляется без малого восемью столетьями. Современный город вырос из нескольких исторически сложившихся центров, которые в прошлом были вполне самостоятельными городами. Территория, заключенная в границах старого города, - сердце Нижнего Новгорода. Она является его историческим и культурным центром. Сормово, большой промышленный район, известный своими богатыми революционными традициями, - центр волжского судостроения. В Канавино проходят важнейшие транспортные артерии, связующие город с соседними областями, столицей, городами ближнего и дальнего зарубежья. Ростовско-суздальские и владимирские князья всегда стремились овладеть этими землями, создать здесь систему оборонительных сооружений для защиты своих восточных границ в первую очередь от своих ближайших соседей – мордвы. Город был заложен в ознаменование удачного похода на волжских булгар великим князем Юрием Всеволодовичем в 1221 году.   Крепость строилась на высоком, изрезанном оврагами, правом берегу Волги в месте ее слияния с Окой. Издавна эта территория называлась “Дятловыми горами”. Они поднимались над уровнем воды почти на сто метров. Согласно легенде, их название произошло от имени погребенного здесь чародея Дятла, который напророчил местному (мордовскому) князю Скворцу, что, если его дети будут жить в ссоре, им грозит поражение от русских князей.

Три горы имели свои названия: Часовая (на ней был построен кремль), Ильинская и Бушевая. Юрий Всеволодович назвал основанный им город Новгородом. К тому времени на Руси уже были города со сходными названиями: Новгород, Новград, Новоград. К ним для уточнения прибавлялись определения: Великий, Северный, Волынский. Основанный на Волге Новгород стал Нижним: из числа русских городов он был самым нижним на Оке и на Волге. Лаврентьевская летопись сообщает: “В лето 1221 великий князь Гюрги, сын Всеволожь, заложи град на усть Окы и нарече ему имя Новгород Нижний”. Мордовские князья были крайне недовольны созданием в непосредственной близости от них города-крепости. Они объединились под руководством князя Пургаса и в 1228 году разорили его окрестности. Праздновать победу им пришлось недолго: их войска были разбиты, а к 1232 году были усмирены и сами мордовские князья. В 1238-39 годах на Нижний Новгород совершали набеги монголо-татары, – память о них сохраняет поэтическое сказание “Китежский летописец”. Первоначально Нижний Новгород подчинялся суздальским князьям, которые, в свою очередь отдавали его в удел родственникам. Удельные князья жили в Городце или в Суздале. Только в 1350 году княжеский престол был перенесен в Нижний Новгород. В городе началось строительство каменных храмов и кремля, Феофан Грек приступил к работе над его декором. В 1377 году инок Лаврентий создал древнейшую сохранившуюся на Руси пергаментную “Лаврентьевскую летопись”. Однако в 1377 году город был разорен войсками Золотой Орды, объединившимися с соседями – мордвой. В 1378 году при содействии хана Тохтамыша великий князь московский Василий взял под свой контроль Нижний Новгород и присоединил его к Москве. Позднее город не раз подвергался нападениям со стороны монголо-татар (1399), казанского ханства (1506, 1520, 1536), сторонников Лжедмитрия под предводительством князей Вяземских, которые были взяты в плен воеводой Алабьевым и повешены на базаре в 1609 году. В 1611 году гражданин Нижнего Новгорода земский староста Кузьма Минин призвал народ спасти Москву. Так началось формирование народного ополчения под предводительством князя Д. М. Пожарского.

Горожане жертвовали на народное ополчение деньги и дорогие украшения. Даже нищие снимали с себя медные кресты и отдавали их на благо общего дела. Народ попросил возглавить войска князя Дмитрия Пожарского. Он уже был известен как стойкий защитник Москвы от оккупантов. В Нижний Новгород из разных городов и селений в одиночку и отрядами направлялись добровольцы-ополченцы, двигались обозы с оружием, оружием, продовольствием. Прибывший в Нижний Новгород Д. Пожарский взялся за обучение ополченцев. К зиме все было готово. В 1612 году в назначенный день пушечный выстрел и звон колоколов возвестили о начале похода народного ополчения. По льду Оки и Волги двинулось войско сначала к Ярославлю, а оттуда к Москве. По дороге к ополченцам присоединялись новые отряды: горожане, крестьяне, стрельцы, ремесленники и торговый люд, земледельцы и землевладельцы, по словам одного из современников, “собрались и пошли против захватчиков и против своих изменников”. Враг, засевший в Китай-городе в Москве, сдался не сразу – после долгой осады. 27 октября 1612 года Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополченцев торжественно вступили в Москву. Русское государство было спасено.

Три горы имели свои названия: Часовая (на ней был построен кремль), Ильинская и Бушевая. Юрий Всеволодович назвал основанный им город Новгородом. К тому времени на Руси уже были города со сходными названиями: Новгород, Новград, Новоград. К ним для уточнения прибавлялись определения: Великий, Северный, Волынский. Основанный на Волге Новгород стал Нижним: из числа русских городов он был самым нижним на Оке и на Волге. Лаврентьевская летопись сообщает: “В лето 1221 великий князь Гюрги, сын Всеволожь, заложи град на усть Окы и нарече ему имя Новгород Нижний”. Мордовские князья были крайне недовольны созданием в непосредственной близости от них города-крепости. Они объединились под руководством князя Пургаса и в 1228 году разорили его окрестности. Праздновать победу им пришлось недолго: их войска были разбиты, а к 1232 году были усмирены и сами мордовские князья. В 1238-39 годах на Нижний Новгород совершали набеги монголо-татары, – память о них сохраняет поэтическое сказание “Китежский летописец”. Первоначально Нижний Новгород подчинялся суздальским князьям, которые, в свою очередь отдавали его в удел родственникам. Удельные князья жили в Городце или в Суздале. Только в 1350 году княжеский престол был перенесен в Нижний Новгород. В городе началось строительство каменных храмов и кремля, Феофан Грек приступил к работе над его декором. В 1377 году инок Лаврентий создал древнейшую сохранившуюся на Руси пергаментную “Лаврентьевскую летопись”. Однако в 1377 году город был разорен войсками Золотой Орды, объединившимися с соседями – мордвой. В 1378 году при содействии хана Тохтамыша великий князь московский Василий взял под свой контроль Нижний Новгород и присоединил его к Москве. Позднее город не раз подвергался нападениям со стороны монголо-татар (1399), казанского ханства (1506, 1520, 1536), сторонников Лжедмитрия под предводительством князей Вяземских, которые были взяты в плен воеводой Алабьевым и повешены на базаре в 1609 году. В 1611 году гражданин Нижнего Новгорода земский староста Кузьма Минин призвал народ спасти Москву. Так началось формирование народного ополчения под предводительством князя Д. М. Пожарского.

Нижний Новгород знал не только периоды больших побед и поражений. Не только войны разоряли город, но и большой “мор”: Нижний страдал от эпидемий в 1364 и в 1658 годах. Деревянные постройки часто горели: от пожаров погибало множество людей. Наиболее крупными были пожары 1513, 1520, 1535 годов. В 1665 году полностью сгорели Гостиный двор и городская набережная, в 1683 году – четыре церкви и множество судов на Оке, в 1684 году – Зачатьевский монастырь, церковь Проскевы и множество дворов. Пожары повторялись время от времени в 18 и 19 веках. Много претерпел город от стихийных бедствий, прежде всего от обвалов. В 1370 году с горы за Благовещенским монастырем упал снег и завалил дворы с людьми и скотом. В 1422 году обвалилась возвышенность с лесом и засыпала 150 домов. В 1596 году в Волгу обрушился крутояр вместе с Печерским монастырем. В 1833 году оползень засыпал два дома, в 1845 году обвал почвы полностью разрушил церковь Святого Духа.

Тем не менее город рос и богател. Он выполнял различные функции. И хотя возник Нижний Новгород как город-крепость, исключительно выгодное географическое положение способствовало его превращению в крупнейший промышленный, торговый и культурный центр. Через Нижний Новгород шла торговля со странами Востока. В ее развитии были заинтересованы практически все княжества, в том числе и Великий Новгород. Волга была связующим звеном между русскими землями и Востоком. Из низовьев Волги в Нижний Новгород поднимались караваны судов, груженые рыбой – с Каспийского моря, солью – с нижневолжских озер, с шелковыми тканями и сафьяном – из среднеазиатских городов и Малой Азии, с пряностями и сладостями – из Персии и Индии. Вниз по Волге сплавляли кожу, пушнину, дерево и камень. По северным и восточным притокам Волги доставляли в Нижний Новгород из северного Заполярья и Сибири лес, меха, скот и дичь. По Оке и ее притокам привозились московские и западноевропейские товары. Окрестности Нижнего Новгорода тоже изобиловали лесом, пушным зверем, медом, воском, всем тем, к чему проявляли интерес с Востока и Запада. По существу от стал “хранилищем ценностей”, всех тех богатств, которыми изобиловала русская земля. Сюда стекались товары с Востока и из России. Объем торговли, безусловно, был велик. Поток товаров превышал пропускные способности порта. Здесь всегда царило оживление: в продолжение периода навигации разгружались и загружались одновременно десятки кораблей и барж. Порт напоминал “большой улей” - так много было здесь людей. Торговцы и посредники, владельцы кораблей, лодок, барж наблюдали за погрузкой и разгрузкой. Сюда из соседних городов и деревень приходили в поисках работы грузчики и бурлаки. Все находили дело по душе.

Во второй половине 16 века после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств Волга полностью вошла во владения Москвы – централизованного русского государства. Единый водный путь соединил Нижний Новгород с Астраханью. И мусульманскими регионами, по Каме - с Уралом и через “волоки” с Сибирью, по Оке – с Москвой. Развитие обмена во многом зависело от наличия транспортных средств и требовало внимания к развитию судостроения. Производство кораблей и барж зависело от уровня развития кузнечного, прядильного, кожевенного дела. В Нижний Новгород со всех концов Руси летели, “как мухи к меду”, дельцы и “работные люди”. Бояре даже предлагали Ивану Грозному сделать его столицей государства. Однако в 17 веке он еще не обрел необходимой силы и могущества, чтобы конкурировать с Владимиром, Ярославлем и Москвой, хотя в 1621 году в нем уже было 2 собора, 27 церквей, 8 монастырей и проживало 5 тысяч человек. В 1800 году их число увеличилось до 10 тысяч. Нижний Новгород начал набирать силу в начале 19 века, когда сюда в 1817 году была переведена Макарьевская ярмарка.

Макарьевская ярмарка получила свое название от города Макарьева, расположенного вниз по течению Волги от Нижнего Новгорода. Начиналась она у стен Макарьев-Желтоводского Троицкого монастыря, основанного в 1435 году иноком – нижегородцем Макарием. Первоначально это была обычная сельская ярмарка, торг, торжок, однако в 20-х годах 17 века сюда стали съезжаться многочисленные русские и иностранные гости. Вплоть до 1751 года весь доход от ярмарки принадлежал монастырю. Позднее он передавался в казну. На государственные средства и пожертвования купцов вблизи монастыря были построены Гостиный двор и более двух тысяч лавок. Однако в 1816 году вспыхнувший пожар уничтожил все постройки. Ярмарку перенесли в Нижний Новгород, где, по странному стечению обстоятельств, уже успели построить торговые павильоны. Исследователи не исключают вероятность специального поджога по заказу нижегородских купцов Макарьевского Гостиного двора. Доходы от проведения ярмарки были огромны, и купечество Нижнего Новгорода давно намеревалось прибрать ее к рукам. Смена местоположения ярмарки повлекло существенные изменения в процедуре ее проведения. Нижегородская ярмарка стала проводиться летом на левом берегу при впадении Оки в Волгу в живописном месте вблизи двух озер: Мещерского и Баранцева. Там был возведен плашкоутный мост. Плашкоутами назывались плоскодонные барки с высокими бортами, использовавшиеся для промежуточных опор наплавных мостов. Место было сырым и во время половодья затоплялось водой. Земли пришлось осушать, территорию – благоустраивать. Со временем статус ярмарки изменился. Нижний Новгород превратился в центр международной торговли. Нижегородская ярмарка обрела мировую славу. Здесь реализовывалось около полвины годового объема производства изделий российских заводов и фабрик. Крылатое выражение: “Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний Новгород - карман” вполне отвечало духу времени.

Интересы торговли требовали развития транспорта. На пятнадцать верст по Оке и Волге вниз и вверх по течению от Нижнего простирались городские пристани. На Сибирской, расположенной вверх по Волге от устья Оки, разгружали чай, шадрик, поташ, на Железной – металлы, на Соляной – соль, на Софроновской – хлеб. В 60-х годах 19 века в Нижнем Новгороде ежегодно загружалось на суда и баркасы около17 миллионов пудов клади и разгружалось более 24 миллионов пудов. В 1862 году была построена железная дорога, соединявшая Нижний Новгород с Москвой. Спустя год в товарных составах в город уже было доставлено более 1 миллиона 400 тысяч пудов груза и вывезено около 4 миллионов пудов. Промышленный рост и развитие транспорта обеспечивали в городе более 40 заводов. В Нижнем Новгороде производили канаты, экипажи, чугун, кирпичи, различные продукты питания. В нем было много мельниц. В 1849 году при содействии фирмы “Бернадаки и Ко.” был создан крупнейший в России Сормовский Судостроительный завод. Со временем Нижний Новгород превратился в один из крупнейших центров судо-, паровозо- и вагоностроения в России. В настоящее время в городе проживают более 1 миллиона 300 тысяч жителей. Нижний Новгород выпускает около 70% машиностроительной продукции России. Приоритетной отраслью производства в городе является машиностроение, здесь находится один из крупнейших в мире автомобильных заводов. Его строительство было обусловлено выгодным географическим положением Нижнего Новгорода, ситуацией в развитии транспорта, близостью емкой энергетической базы – Балахнинской электростанции, наличием большого числа высококвалифицированных рабочих кадров. Место для его строительства было выбрано вблизи деревни Монастырки. Вокруг были пустоши и плоская заболоченная левобережная пойма Оки, покрытая кустарником и редким смешанным лесом. Автозавод был построен за полтора года без экскаваторов и бульдозеров, без других строительных машин. Строители использовали лопаты, кирки, ломы, носилки. Работы были начаты в мае 1930 года, а в январе 1932 года завод уже выпустил первые машины. 29 января 1932 года с конвейера сошел первый российский автомобиль марки ПАЗ. В 1938 году завод достиг проектной мощности (140 тысяч автомашин в год). Сейчас он выпускает комфортабельные “Волги”, грузовики разной грузоподъемности и другие машины.

Главная судостроительная база волжского флота – заводКрасное Сормово”, один из флагманов кораблестроения в России, завод-универсал. За полтора века своей истории здесь производились речные и морские суда, паровозы и вагоны, прокатные станы и железнодорожные мосты, паровые машины и нефтяные двигатели. На заводе были произведены первые в России речные пароходы и первый Волжский двухпалубный пароход. В 1870 году здесь была произведена первая в России мартеновская печь, а в 1903 году – первый в мире теплоход. Здесь же была построена первая в стране промышленная установка для непрерывной разливки стали. В грозные дни войны сормовские рабочие построили первый советский танк, надежность которого в боях оказалась выше, чем знаменитого в то время французского танка “Рено”. Во время Великой Отечественной войны сормовский танк Т-34 одним из первых ворвался в Берлин. Сейчас здесь выпускаются суда на подводных крыльях – “Ракета”, “Метеор”, “Буревестник” и другие, грузовые теплоходы для смешанного (река-море) плавания, мощные плавучие краны, танкеры, земснаряды, морские землесосы, способные работать на штормовой волне. При заводе “Красное Сормово” организован музей, посвященный его истории.

В настоящее время нет уже ни слободки, ни дымного, масляного воздуха ни черной копоти от земли. Сормово превратилось в один из красивых, зеленых и наиболее благоустроенных городских районов. Кроме автомобильного и судостроительного предприятий здесь располагается также крупнейший производитель судовых двигателей и газокомпрессоров для газопроводов, завод “Двигатель Революции”. В Сормово выпускают фрезерные станки, мельнично-элеваторное оборудование, торфяные машины, телевизоры “Чайка”. В Нижнем Новгороде работают предприятия химической, деревообрабатывающей, пищевой и легкой промышленности. Горьковская (Нижегородская) ГЭС (Заволжье) и Балахнинская ГРЭС снабжают город электроэнергией. Восстановлена традиция регулярных Нижегородских ярмарок. В 1985 году был пущен метрополитен. Центр города являет собой ценный историко-культурный памятник. По масштабу и количеству достопримечательностей он сравним разве что с Ярославлем. Одной из важнейших достопримечательностей города считается Нижегородский кремль, построенный на месте первого – деревянного по инициативе князя Дмитрия Константиновича. Возведение каменного кремля началось в 1327 году и завершилось только в 1506-1511 годах при Василии 3. Предположительно ансамбль нового кирпичного кремля был построен по проекту архитектора Петра Фрязина. Первоначально его украшали тринадцать башен – крупных и более мелких, к середине 19 века их осталось двенадцать. При реставрации ров и валы были ликвидированы, а на их месте разбит бульвар. В 1960-70 годах в кремле проводились реставрационные работы под руководством С. А. Агафонова. Кремль удачно вписан в окружающий рельеф местности. Мощная каменная ограда уступами спускается по склонам крутого берега к Волге. В центре кремля в 1227 году был заложен Михайло-Архангельский собор. В 1631 году старое обветшавшее здание заменили новым, построенным в честь победы Нижегородского ополчения в 1612 году архитекторами Л. Возоулиным и А. Константиновым. Величественное, торжественно-монументальное здание собора венчает восьмигранный шатер. Внутри храма находится белая могильная плита с надписью: “Кузьма Минин”, под которой покоится прах великого патриота России. Здесь же находятся боевые знамена нижегородских ополченцев. Два века спустя они вместе с их потомками прошли по следам отступавшей наполеоновской армии до Дрездена и Гамбурга. На территории кремля в 1826 году был поставлен обелиск в память К. Минина и Д. Пожарского (скульптор И. П. Мартос, архитектор А. И. Мельников). Позднее вблизи в память нижегородцев, павших на фронтах Великой Отечественной войны, благодарные потомки зажгли Вечный огонь Славы. На постаменте был установлен боевой танк, один из многих, ушедших на фронт с Сормовского завода и вернувшийся с войны.

Верхне-Волжская набережная является одной из достопримечательностей нагорной стороны. С обоих концов ее расположены Георгиевский и Казанский съезды. С высоты набережной – с Откоса – открывается величественная панорама на Стрелку. Так называется место ее слияния с Окой. Городской пейзаж включает ажурный мост через Оку, связывающий центр города с Канавино, портальные краны большого грузового порта на противоположном берегу Оки и умиротворяющий вид самого Откоса: старинный парк, террасы с коврами цветов, длинная ведущая к реке каменная лестница. На берегу Оки расположен Благовещенский монастырь. Он был основан в 13 веке. Сохранился пятиглавый Благовещенский собор (1649 г.), к которому на рубеже 17-18 веков была пристроена одноглавая Сергиевская церковь, трапезная с двухшатровой Успенской церковью (1678 г.), колокольня и кельи (17 век). На берегу Волги расположен основанный в 14 веке Печорский монастырь. В нем можно увидеть несколько сооружений, воздвигнутых под руководством архитектора А. Константинова: пятиглавый на белокаменном подклете Вознесенский собор (1632 г.), надвратную шатровую церковь Ефимия Суздальского (1645 г.), Петропавловскую церковь (1638 г.). Сохранились также колокольня (1632 г.), трапезная с шатровой Успенской церковью (1648 г.), Архиерейские палаты (17-18 век). В усадьбе Строгановых в Нижнем Новгороде в 1719 году была построена в так называемом “строгановском стиле” пятиглавая Рождественская церковь с узорными крестами, в интерьере которой сохранился деревянный резной иконостас и иконы 18 века, а также двухъярусная трапезная, украшенная внутри белокаменной резьбой. В усадьбе Строгановых в Гордеевке на левом берегу Оки, в настоящее время вошедшей в черту города , в 1697 году в том же стиле была построена еще одна пятиглавая, богато декорированная церковь Смоленской Божьей матери.

В 17 веке в нижнем Новгороде имелось много каменных церквей, не все из них сохранились, многие неоднократно перестраивались. К числу тех, что подвергались перепланировке, относится церковь Успения на Ильинской горе (1672 г.) с пятью изящными главами на высоких барабанах, церковь Жен-Мироносиц (1649 г.). В городе хорошо сохранились жилые постройки 17-18 веков. Дом Чатыгина называю также и домом Петра Первого. Петр Великий действительно останавливался здесь в 1695 году. Уцелел дом Олисова, палаты Пушниковых. Они возводились из “большемерного” кирпича. Городская верхушка предпочитала двухэтажные дома, построенные в строгом стиле, без особых излишеств. На рубеже 18-19 веков в застройке города преобладал классицизм. В конце 19 начала 20 веков победил дух эклектики. Большая часть зданий Нижнего Новгорода этого периода была построена в стиле модерн. За рекой Окой в низинке, местами песчаном, местами заболоченном междуречье Волги и Оки, разместилась основная промышленно-транспортная часть города. Она называется Заречной. Надежную связь с центральным районом она получила только в 20 веке, когда началось сооружение мостов через Оку. Первый был построен в 1935 году архитекторами П. В. Щусевым, и П. В. Помазановым и другими, второй – в 1965 году архитекторами Л. М. Островитяновым, и Г. В. Огородниковым. Заречная сторона начинается у Стрелки Канавинским районом. В Канавине находятся железнодорожный узел с Московским вокзалом и грузовые причалы одного из крупнейших на Волге речного порта. Канавино (Кунавино) выросло из небольшой слободы в пригороде. Она была хорошо известна в прежние времена тем, что здесь находили развлечения посетители расположенной рядом Нижегородской ярмарки. Два месяца в году, во время проведения ярмарки, здесь бурлила жизнь, в остальное время наступало затишье. Слобода, населенная мелким ремесленным и торговым людом, погружалась в дремотную тишину. В 20 веке в Канавине вырос ряд промышленных предприятий, некоторые из них возникли на месте старых полукустарных заведений. Из Канавина можно попасть в Сормово и на автозавод. Внешний облик Канавина своеобразен. Главная магистраль идет от Стрелки на большом протяжении, как и набережная Оки, по искусственному валу. Он предохраняет бывшую Ярмарочную территорию от затопления во время весенних разливов. На месте прежних построек сохранился лишь Главный дом Нижегородской ярмарки (1890 г.), чем-то неуловимо напоминающий здание ГУМа на Красной площади в Москве. На территории ярмарки разбита большая площадь. Вблизи нее, на территории, где раньше проводилась ярмарка, сохранились также пятиглавый Спасский староярмарочный собор, построенный в 1817-1822 годах архитектором О. Монферраном, собор Александра Невского, сооруженный в 1881 году архитекторами Р. Я. Килевейном и Л. В. Далем.

   На Верхне-Волжской набережной в бывшем особняке нижегородского городского головы, судовладельца Д. В. Сироткина, построенном в 1913-1916 годах архитекторами братьями Весениными, находится художественный музей. В нем собрана большая коллекция произведений русского искусства 13-19 веков, полотна А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. Г. Перова, И. Е. Репина, А. В. Васнецова, Б. М. Кустодиева, К. А. Коровина, известных советских художников. Историко-архитектурный музей-заповедник расположен в кремле и Архангельском соборе. Неподалеку находится Музей Нижегородской радиолаборатории, ставшей колыбелью отечественной радиотехники. Радиолаборатория была организована по инициативе В. И. Ленина в бывшем общежитии семинарии. Ее возглавлял ученый и революционер М. А. Бонч-Бруевич. Отсюда велась в 1920 году первая в советской стране радиопередача. В 1922 году был основан первый и пока единственный в России Русский музей фотографии. В музее выставлены работы основателя художественной фотографии А. О. Карелина, основоположника публицистической фотографии М. П. Дмитриева и еще 27 фотографов, работавших в городе до 1917 года.

В 1991 году музеем стала квартира академика А. Д. Сахарова, где он жил, находясь в ссылке в Нижнем Новгороде в течении семи лет. Материалы, собранные в музее, разнообразны. Они демонстрируют скромный быт выдающегося ученого, из экспозиции можно узнать подробности жизни и работы в условиях ссылки под надзором со стороны КГБ, о его борьбе за права человека и мирное сосуществование.

В городе имеется музей народных художественных промыслов, архитектуры и быта народов Поволжья, Музей речного флота, народный геологический музейВолгагеология”, дом-музей сестер Невзоровых, музей на катере противовоздушной обороны “Герой”.

История Нижнего Новгорода, как и история России, вкладывается из судеб людей, родившихся и живших на этой земле. В Нижнем Новгороде родились многие выдающиеся деятели Русской науки и культуры. Их имена носят площади и улицы, школы и высшие учебные заведения, им установлены памятники, в их честь проводятся конференции и симпозиумы.

В 1735 году на Ильиной горе родился изобретатель, конструктор-самоучка Иван Петрович Кулибин. В 1782 году Кулибин изобрел и построил в Петербурге водоходное судно. Спустя 22 года в Нижнем Новгороде при большом стечении народа было проведено испытание второго варианта судна. Однако правительство не захотело строить водоходы. Теперь они стали достоянием истории.

Ни одно из изобретений Кулибина, за исключением часов, придворных фейерверков и игрушек для детей вельмож не было использовано по назначению. В 1801 году с приходом на престол Александра 1 Кулибин вообще был уволен из Академии, возвратился на родину и стал вести жизнь отшельника. В 1818 году во время пожара сгорели почти все его чертежи и модели. В том же году в нищете, всеми забытый и оставленный скончался и сам великий изобретатель.

Великий русский математик, создатель неевклидовой геометрии Николай Иванович Лобачевский (1792-1856 гг.) родился в семье мелкого чиновника в Нижнем Новгороде. Почти всю жизнь он провел в Казани: учился в гимназии, университете, занимался научной работой. Созданная Лобачевским неевклидова геометрия ознаменовала новую эпоху в развитии математики. Его идеи нашли впоследствии применение в общей теории относительности. Но при жизни идеи великого математика были встречены в России с непониманием и враждебностью. В настоящее время имя Н. И. Лобачевского носит университет Нижнего Новгорода.

В бывшем здании духовной семинарии на площади К. Минина в 1848-1853 годах учился литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Он родился в 1836 году в семье священника и провел детство в Нижнем Новгороде. В возрасте 11 лет он поступил сразу в четвертый, последний класс духовного училища, а через год – в семинарию. В тринадцать лет отрок написал пьесу-комедию, ему нравилось сочинять стихи, его интересовали краеведение и этнография. Поступив в 1856 году в Петербурге в Главный педагогический институт, Н. А. Добролюбов учился и одновременно сотрудничал в журнале “Современник”, где он вместе с Н. Г. Чернышевским и Н. Некрасовым пропагандировал идеи демократических преобразований в России. Жизнь талантливого человека и публициста оборвалась, когда ему было всего 25 лет. В 1986 году в честь его стопятидесятилетия в Нижнем Новгороде был установлен памятник, авторами которого были скульптор П. И. Гусев и архитектор Б. С. Нелюбин.

В начале 20 века в Нижний Новгород была сослана В. Н. Фигнер. Она являлась активным деятелем народнической организации “Земля и Воля”. В 1884 году она была привлечена судом к “процессу четырнадцати” и не отреклась от своих взглядов. Царский суд приговорил ее к смертной казни через повешение, однако казнь была заменена пожизненной каторгой. После Октябрьской революции В. Н. Фигнер написала мемуары “Запечатленный труд”.

В Нижнем Новгороде родился Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся композитор и дирижер. Он учился в Александровском институте (1849-1853 гг.). В начале 60-х годов под его руководством в Петербурге сложился музыкальный кружок, известный как “Могучая кучка”. В него входили Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков.

В городе родился, учился и жил русский писатель Павел Иванович Мельников (1813-1883 гг.), автор романов “В лесах” и “На горах”. Он подписывал свои сочинения псевдонимом Андрей Печерский, который был подсказан названием улицы, соседней с той, на которой он жил.

Здесь же родился военный летчик, основоположник высшего пилотажа Петр Николаевич Нестеров (1887-1914 гг.), первым выполнивший ряд фигур высшего пилотажа, в том числе “мертвую петлю”. С нижним также связаны и другие знаменитые имена: писателей В. Г. Короленко, В. И. Даля, Максима Горького; общественных деятелей В. И. Ульянова-Ленина, Я. М. Свердлова.

До 1990 года город носил имя Горький. Вместе с возвращением ему прежнего имени город обрел “второе рождение” - здесь успешно функционируют акционерные общества и банки, город привлекает внимание предпринимателей и торговых агентов. В летнее время здесь много туристов. Жизнь продолжается.