Плес

На крутых склонах высокого правого берега у устья реки Шохонка живописно высоко над водой раскинулся утопающий в зелени белокаменный Плес. Местность здесь холмистая. Плес – одно из самых высоких мест Верхней Волги. Берег поднимается над водой почти на 80 метров. Небольшой, уютный, тихий городок с населением около 3,5 тысяч человек широко известен в России и за ее пределами. Он вдохновлял великих художников, поэтов, актеров. По преданию, в 11-12 веках здесь уже существовало поселение. В реке в изобилии водилась рыба, в лесах – звери и птицы. Окрестности Плеса называли птичьим царством – на северном наречии – “чувиль”.

В 1410 году великий князь Василий Темный повелел разбить город для защиты подступов к Москве и Костроме на высоком берегу. Место для крепости было выбрано удачно. Сверху далеко просматривался прямой участок реки – плес. На крутом холме в устье реки Шохонка сначала была построена деревянная крепость. Люди селились вокруг в слободах – Троицкой, Прибрежной (вдоль реки на набережной), Заречной (за рекой Шохонкой). Крепость существовала до 17 века. В настоящее время от нее сохранились лишь остатки валов.

В начале 17 века отряд польских войск под командованием пана Лисовского, который по выражению русского историка Н. М. Карамзина, был “смелостью – рыцарь, ремеслом - грабитель”, неоднократно разорял Плес. Он сжег крепость. В отместку артель плотников и их помощников из числа местного населения дни и ночи строила плоты и паромы для переправы тридцати тысяч ополченцев на левый берег Волги, чтобы организовать отпор полякам и изгнать захватчиков с родных земель.

Главным занятием жителей была ловля рыбы. Со времен Ивана 4 Плес поставлял рыбу для царского двора. Зимой ее отправляли в Москву по санному пути, летом заготавливали впрок: сушили, вялили, солили. В 1716 году из 129 дворов – 72 были рыбацкими; в торгово-ремесленной части города проживали 365 человек, в рыбной слободе – 431. Со временем город превратился в ремесленный и торговый центр. На рубеже 18-19 веков здесь торговали хлебом, хлопчатобумажными и льняными тканями. Славился Плес своими сапожниками, портными, резчиками по дереву, кузнецами – по всей Волге пользовались спросом их топоры.

В 1838 году живописцы-братья Григорий и Никанор Чернецовы, путешествуя по Волге, чтобы запечатлеть картину жизни реки, сделали 1982 рисунка, на основе которых была составлена “Панорама Волги” длиной 700 метров и высотой 2,5 метра.

В конце 19 века город и его окрестности превратились в любимое место отдыха русской интеллигенции. Сюда приезжали из Москвы и Санкт-Петербурга на пароходах по Волге, чтобы послушать пение птиц, полюбоваться красотами природы, отдохнуть, насладиться тишиной, обрести покой и уединение. Плес едва не стал модным дачным местом, едва не достиг славы “Русской Швейцарии” - помешали первая мировая война и революции.

В 1888 году в Плес приехал И. И. Левитан (1860-1900). Красота и покой этих мест настолько вдохновили его, что он написал здесь около 40 картин. Прославляли город и его окрестности и художники А. С. Степанов (1858-1923 гг.), В. Н. Бакшеев (1862-1958 гг.), В. В. Верещагин (1842-1904 гг.), А. В. Маковский (1869-1924 гг.), Г. К. Савицкий (1887-1949), Н. П. Шлеин (1873-1952 гг.).

Город сохранил планировку 17 – начала 18 века. Улицы прокладывались параллельно Волге с учетом сложного холмистого рельефа. Соборная Гора (гора Свободы), отличная смотровая площадка, с которой, как на ладони, виден город, поднялась почти на 70 метров над уровнем Волги. Здесь был построен изящный одноглавый Успенский собор с шатровой колокольней и трапезной (1699 г.) – наиболее старое сооружение Плеса. Его запечатлел И. И. Левитан в картинах “Тихая обитель”, “Вечерний звон”. Успенский собор был построен на месте сгоревшей в 1695 году деревянной церкви и представляет собой едва ли не точную ее копию, выполненную в камне. Внешне храм прост, его украшением являются только резные наличники окон. Роспись собора не сохранилась. К празднованию 500-летия города в 1910 году на Соборной горе был установлен памятник его основателю – князю Василию Темному.

На Петропавловской горе (горе Левитана) находится Петропавловская церковь (1841 г.). Ранее рядом с ней стояла часовня (1561 г.), разрушенная в 1903 году. И. И. Левитан изобразил ее на своей картине “Над вечным покоем”.

На территории бывшей Троицкой слободы расположен ансамбль летней (1808 г.) и зимней (1828 г.) Троицкой церкви. В летней церкви, праздничной, светлой и нарядной, с пятью зелеными главками на стройных бело-розовых барабанах, сохранились росписи в стиле “барокко”. Украшением зимней церкви служил плоский купол причудливой формы на коротком барабане, придававший ее монументальный вид.

В восточной части города сохранилась Варваринская церковь, построенная в стиле классицизма, и многоярусная колокольня, освященные в 1821 году. Пять луковичных главок на тонких граненых барабанах возвышаются над четырехскатной кровлей. Здание как бы устремляется ввысь. В стиле позднего классицизма была построена и Преображенская церковь (1849 г.), расположенная прямо над рекой.

В Плесе сохранилось много жилых домов 18-19 веков – главным образом двухэтажных, каменных. Летом здесь жили дачники.

В 1960 году в городе была создана картинная галерея. В ее экспозиции представлена живопись, графика, преимущественно пейзажи. В 1982 году открылся Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В бывшем доме Солодовникова в Заречной слободе расположен единственный в России Мемориальный дом-музей И. И. Левитана. В нем представлены произведения самого художника и его друзей: А. С. Степанова, С. П. Кувшинниковой. В комнатах второго этажа, где жил Левитан, воспроизведена обстановка, в которой он работал, предметы быта того времени. Рядом с музеем установлен бюст художника, выполненный Ивановским скульптором Н. В. Дыдыкиным. Здесь регулярно проводятся выставки декоративно-прикладного (лаковая миниатюра Палеха и Холуя) и изобразительного искусства, скульптуры и детского творчества.

Плес – курортное место, в его окрестностях расположено множество пансионатов, домов отдыха и туристических баз.