Валаам

Главной достопримечательностью Северной Ладоги является группа скалистых островов, сложенных гранитами и диабазами, которая находится в северо-западной части озера.

При общей площади архипелага 36 кв. км длина его достигает 70 метров. Берега сильно изрезаны заливами (шхерами), покрыты хвойными лесами, полями и сенокосными угодьями. Среди более 50 мелких островов (Байевые, Крестовые, Скитский, Московский, Предтечинский, Никоновский, Дивный, Емельянов, Оборонный, Голый, Савватия, Зосимы, Скалистый, Луковый, Овсяный, Ржаной, Никольский) выделяется размерами Валаам (28 кв. км). На нем одноименный поселок и ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. На других островах скиты (Предтечинский, Святоостровский и Никольский на одноименных островах, Всех Святых и Смоленский на Скитском острове, Аврамия Ростовского на острове Емельянов). Некоторые острова соединены между собой и с островом Валаам мостами.

Острова были заселены еще в 10 веке, с 12 века принадлежали Новгороду. Монастырь, который был также и оборонительной крепостью, существует с 14 века. В 1611 году острова разорены шведами, монастырь разрушен; восстановлен в 1715 году. С 1918 по 1940 год в составе Финляндии. С 1940 года в составе России.

Название острова Валаам происходит от финно-угорского “валаамо” - высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка, и они нарекли его Валаамом. На протяжении веков, когда единственным хозяином был монастырь, остров превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Были возведены церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки; проложены дороги, соединены мостами острова, прорыты каналы и дренажные сети; посажены непривычные здесь деревья, заложены сады и огороды.

Валаам вместе с близлежащими островом Скитский образует в плане неправильный треугольник. С северо-запада на юго-восток протягивается примерно на 4 км, с юго-запада на северо-восток - на 5,5 км, самая высокая точка имеет высоту 42 км.

На острове посреди озера есть 10 собственных озер. Самое крупное из них площадью 80,5 га – Сисяярви (внутреннее озеро) – расположено между островами Валаамом и Скитским. Тремя короткими проливами оно соединяется с Ладожским. Расположенное в юго-западной части острова озеро Лещевое соединено на юге Лещевым каналом с одноименным заливом Ладожского озера и Кирпичным каналом (река Иордан) со Средним проливом озера Сисяярви.

В Ладожское озеро выдаются многочисленные мысы, продолжениями которых являются острова, разбросанные вокруг Валаама. Мысы на юге носят названия: Крутой, Женский, Угревый, Ладожский, на востоке – Зимняновский, Олений, Узкий и Черный Нос, на севере имеется мыс Петровский, а на западе – Красный. Рельеф острова необычайно разнообразен. Многочисленные скалистые гряды и крутые приподнятые массивы перемежаются с вытянутыми понижениями. Лощины с заболоченными травянистыми ельниками часто ограничены с одной или двух сторон темными отвесными скалами. Особую живописность таким укромным уголкам придает журчание ручейка, а также игра света и тени в темных нависающих скалах и зелени леса. В самом центре, к югу от озера Сисяярви, раскинулось обширное понижение, оно придает острову отдаленное сходство с широкой плоской чашей, слегка наклоненной на восток.

Прекрасный вид на Ладогу и на Баевские острова открывается с горы Черной (38,1 м), расположенной на самом востоке Валаама.

Отправляясь к юго-западу от Лещевого озера, обнаружим обширный приподнятый плоский массив, слабо наклоненный к внутреннему озеру. Ладожский берег массива высок и обрывист, склоны к Лещевому озеру заболочены. По узким слабоврезанным лощинам растут еловые и березовые леса. К востоку от озера Лещевое расположена гора Железная (38 м) с длинными и покатыми склонами. На юго-восточном окончании Валаама привлекают внимание озеро Крестовое и бухта Дивная.

Почвы Валаама насыщены соединениями железа, а потому имеют красноватый оттенок; им отличаются и многие тропинки, проложенные вдоль скалистых берегов. Хотя на скалах толщина почвы не превышает 10 см, монахам удавалось выращивать богатые урожаи плодовых и ягодных культур. Но прежде им пришлось осушить заболоченные земли, внести в почву известь и навоз, а местами и насыпать почвенный слой, который привозили с материка. Сейчас дренажная система каналов на острове требует основательного ремонта.

Положение среди вод Ладожского озера сказывается на климате таким образом, что все времена года наступают на острове на 2-3 недели позже. Начало весны приходится на конец марта, но лишь в начале мая тает последний снег. Первые теплоходы отправляются на остров 8-10 мая из Санкт-Петербурга и часто встречают ледовые поля, отчего сопровождаются ледоколами.

Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Невозможно передать словами красоту и прелесть белых ночей, самая короткая из которых длится здесь 3 часа 45 минут. В это время в светлом небе четко прорисовываются темные контуры сосен и елей, а также шатровых колоколен среди них, а зеркальная гладь заливов как будто отливает серебром. Средняя температура июля 17 градусов, но бывает, что поднимается и до 30: сказывается эффект нагреваемых солнцем скал.

В сентябре остров расцвечен пылающими красками. В октябре наступает время штормов, когда ветер силой 20-25 метров в секунду поднимает на озере волны высотой до 6 метров и вырывает с корнями деревья.

Зима наступает в начале декабря. К середине февраля, когда устанавливается надежный ледовый покров, налаживается автомобильное сообщение с Сортавалой. Зимой на остров можно попасть вертолетом или самолетом. Зимой выпадает 70-85 см снега, температура февраля –8 градусов, но нередки оттепели.

Монахи не вырубали лес, а использовали для своих нужд только деревья, поваленные ветром. Поэтому Валаам покрыт девственной тайгой (сосняки, ельники), возраст отдельных деревьев превышает 300 лет. Наибольший ущерб был нанесен лесам в 1918-1936 годах, когда остров находился в составе Финляндии: в разных частях острова строились военные укрепления и другие объекты. Архипелаг входил в “линию Маннергейма”.

Следы этой деятельности до сих пор можно видеть, например, в районе Скалистого берега, на юго-западе острова. В 30-х годах был смещен игумен монастыря, так как он противился продаже части лесов на рубки.

В 1959 году леса Валаама были отнесены к категории особо ценных насаждений, а в 1965 году остров был объявлен природным заказником. В 1979 году он стал музеем-заповедником. При приближении к острову, можно увидеть как бы три цветовые полосы: темно-серая скал, бронзовая сосновых стволов и зеленая крон. Встречается на острове береза, осина, клен, липа, рябина, можжевельник, ива, жимолость, калина, черемуха, красная смородина. Много лет в окрестностях усадьбы монастыря был известен клен-долгожитель, по преданию, посаженный настоятелем Валаамского монастыря Дамаскином у своей “пустынки” в 1855 году, в 1985 году он усох, и в 1986 году на его месте высажен молодой кленок.

Неотъемлемой частью пейзажа Валаама стали многочисленные лесные посадки в виде рощ и аллей. Основные посадки деревьев проводились во времена правления настоятеля Дамаскина с 1839 по 1881 годы. На острове был создан питомник для кедров, лиственниц, тополей, каштанов, пихт, дубов, туи, ясеня, сирени и других деревьев, который обеспечивал не только посадки на острове, но и снабжал саженцами Санкт-Петербург, Финляндию и другие регионы. Ландшафтно-декоративные аллеи и рощи создавались на острове до 30-х годов 20 века.

Всего на острове высажено 30 видов деревьев и 20 видов кустарников. Основные посадки находятся на усадьбе монастыря и на Игуменском кладбище.

Пихта считалась монашеским деревом, поэтому ее насаждения чаще всего встречаются у скитов и у дорог к ним. Знаменита пихтовая аллея единого монаха вдоль северной границы верхнего сада. Здесь два ряда деревьев посажены так близко друг к другу, что между ними может пройти только один человек. Большая часть кедров высажена у Белого скита. Многие деревья прижились и возобновляются самосевом. Особенно разрослась сирень, которая в начале лета окрашивает весь остров в фиолетовый, белый и красно-розовый цвета.

На острове имеются поля и сенокосы; много садов – возле каждого скита и на центральной усадьбе. Высаживались яблони, груши, слива, смородина, крыжовник, вишня, малина. В 1885 году на острове было 530 фруктовых деревьев; в 1985 году сохранились 377 яблонь, 2 груши, 108 кустов смородины, 610 кустов крыжовника, 20 куртин малины и заросль вишни. В 1987 году на острове создан питомник для восполнения садов.

На Валааме найдено 480 видов высших цветковых растений, то есть около половины, то есть около количества известного для всей Карелии. Обитают 10 видов млекопитающих (лось, лисица, заяц беляк, белка, лесная полевка, серая крыса, домовая мышь, норка, крот, нерпа), 123 вида птиц, гадюка, уж. Отсутствие хищников привело к тому, что количество лосей стало резко превышать то, которое остров способен прокормить.

С возникновением регулярного пароходного сообщения на острове появляется много посетителей. В 1840-х годах их число ежегодно достигало 8 тысяч человек, а в середин 19 века в дни храмовых праздников остров посещало до 4 тысяч человек. В 30-х годах 20 века остров посещало до 30 тысяч человек в год; с 60-х годов на остров начинают заходить туристические теплоходы, в 70-х годах количество посетителей возросло до 130 тысяч человек в год. В это время на острове появляются многочисленные кострища, вытаптывается трава, возникают многочисленные стихийные тропы, часто вспыхивают пожары, появляются надписи на камнях и памятниках.

Создание музея-заповедника в 1979 году повлекло за собой закрытие турбазы на острове (в 1982 году) и сокращение стоянки теплоходов до 6 часов.

На острове расположен ансамбль Валаамского (Спасо-Преображенского) монастыря, основанного в 14 веке. Монастырь был известен своим строгим уставом, поэтому часто использовался в качестве тюрьмы. В нем было хорошо налажено и организовано хозяйство: животноводство, садоводство, огородничество, рыбная ловля, кустарные промыслы. До наших дней сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, постройки Белого и Красного скитов.

История монастыря.

У монастыря богатая история. Церковные историки связывают его возникновение с именами Сергия и Германа и считают датой его зарождения 960 год. По церковным документам известно, что в 1163 году монахи, ожидая нападения шведов, перенесли мощи Сергия и Германа в Великий Новгород, к которому относился монастырь, а в 1179 году захоронили их на вершине скалы на острове. По другим данным, монастырь возник в 14 веке. Во всяком случае, установлено, что до 1429 года в монастыре проживал инок Савватий – основатель Соловецкого монастыря. В начале 16 века монастырь владел обширными землями, крепостными крестьянами, солеварнями и рыбными ловлями на Белом море, домом и часовней в крепости Корела.

В 14-16 веках шведы неоднократно нападали на монастырь и разоряли его, в 1611 году полностью. В 1617 году остров отходит к Швеции. В 1715 году Петр 1 отдает приказ о возрождении монастыря и строительстве церкви во имя Преображения. К 1720 году построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, освященная во имя Иоанна Богослова и Андрея Первозванного с отдельно стоящей колокольней, келейные корпуса и хозяйственные постройки. В 1752 году монастырский комплекс был обнесен деревянной оградой. В 1751 и 1754 годах монастырь горел. В 1764 году монастырские земли взяты в казну, в результате к 1768 году монастырь захирел.

К 1785 году появляется план каменной застройки монастыря, а в 1796 году ему возвращены земли. К 1838 году построен комплекс центральной усадьбы. Наибольший расцвет Валаамского монастыря приходится на 19 век. Обогащению монастыря также способствовало назначение в 1839 году на пост настоятеля отца Дамаскина, который оставался у власти 42 года. В монастыре были очень жесткие правила. Попавший в него фактически не имел возможности покинуть остров, поэтому в 16-19 веках монастырь использовался в качестве места ссылки для духовных лиц (уход из монастыря был запрещен до начала 20 века).

До Дамаскина было три формы жизни в монастыре: общежитийная, скитская и отшельническая. Дамаскин отменил отшельничество. Почти все работы на острове выполнялись монахами.

К середине 19 века монастырь стал напоминать маленькое государство со своим самодержцем в лице настоятеля, со своей духовной полицией (старцы-духовники), с натуральным хозяйством, торговлей, финансами. В начале 20 века на острове проживало около 1000 человек (в том числе 450 монахов и 40 мальчиков, учившихся в школе в Красном Скиту). В 1918 году на острове появились части финской армии. С 1925 года в монастыре стали проводиться службы на финском языке, к 1933 году сократилось число монахов (до 234).

Во время советско-финской войны орудия, стоящие на острове, прикрывали “линию Маннергейма”. В марте 1942 года гарнизон покинул остров, одновременно выехали в Финляндию и монахи, увозя с собой все самое ценное – иконы, церковную утварь, облачения, книги и колокола. В июне 1940 года они приобрели усадьбу Папиниеми в местечке Хайновеси, недалеко от города Купио (Финляндия), где возник Нововалаамский мужской православный монастырь. В 1945 году он был присоединен к московской епархии, но экономически остался подчинен финской православной церкви. В 1977 году прекратились службы на русском языке, а в 1981 году умер последний русский монах.

После возврата Валаама в состав России в сентябре 1940 года на острове открылась школа боцманов с ротой юнг ВМФ. С осени 1941 по лето 1944 года на острове стоял фашистский гарнизон. В 1949 году на Валааме был создан дом-интернат для инвалидов войны, который начал работать в 1952 году. На базе интерната возник поселок Валаам с жилым фондом в бывших келейных корпусах и хозяйственных постройках. Сам интернат располагался в зимней гостинице.

60 – 90-е годы.

Монастырские постройки стали бесхозными памятниками. Комиссия архитекторов в конце 1960-х годов на сочла сооружения Валаама ценными в архитектурном отношении. С 1957 года началось посещение острова теплоходами с туристами. В 1971 году 8 монастырских зданий стали памятниками истории и культуры Карелии. В 1981 году началась реставрация памятников. В 1979 году на острове организован Историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1985 году Совет Министров РСФСР объявил 9 наиболее значительных зданий монастыря памятниками архитектуры республиканского значения. В 1987 году утвержден генеральный план развития музея-заповедника, в котором было предусмотрено строительство нового поселка в стороне от исторической постройки, грузового и пассажирского причалов в Монастырской бухте, аэропорта местных линий, строительство инженерных и коммуникационных сетей, работы по лесоустройству, возрождению монастырских садов, реставрации и приспособлению под музейные, культурные и коммунально-бытовые нужды зданий – памятников архитектуры. Работы планировалось завершить к 2010 году. При этом в планы входило создание на Скитском острове небольшой монашеской общины.

В реальности произошло по-другому. В 1989 году на острове Валаам появились монахи. В 1992 году остров посетил президент России Б. Н. Ельцин, после чего Валаамский монастырь был полностью передан в пользование Русской православной церкви. Небольшая монашеская община взялась за дело возрождения монастыря. Организацией экскурсий на острове также занялись монахи. В 1997-98 годах ежегодно Валаам посещало 50-60 тысяч туристов, среди них паломников 5-7%.

Сегодняшний день.

На острове установлен памятник морякам Ладожской военной флотилии (1975 г). Большие туристические суда подходят к Валааму с юга и швартуются в удобной и просторной Большой Никоновской бухте. Теплоходы из Сортавалы входят в Монастырскую бухту. Они проплывают мимо небольшого заросшего лесом островка. По левому борту теплохода открывается прекрасный вид на центральную усадьбу монастыря с белыми келейными корпусами, частично скрытыми гутой зеленью деревьев, и Спасо-Преображенским собором, с высоко поднятой многоярусной колокольней и шлемовидными куполами.

Всю территорию монастыря можно разделить на четыре части: зона прибытия, гостиничная зона, жилая и культовая зона, хозяйственная зона.

У причала находится нарядная каменная часовня (1896 г.), освященная во имя иконы Богоматери “Всех Скорбящих Радость”, сложена из кирпича монастырского производства и поставлена на высокий цоколь из серого гранита. Ее украшают колонны из темно-красного полированного гранита и киот из черного диабаза, помещенного внутри алтарного выступа. Позолоченные главка с шаром и крестом на глухом барабане завершают покрытый медью крестовый свод часовни.

Напротив, через дорогу, стоит часовня Благовещения (конец 18 века) – одно из самых старых строений на острове. Восьмигранный объем часовни перекрыт сомкнутым сводом и завершен главкой на цилиндрическом барабане. Фасад выкрашен в белый цвет. Рядом с часовней расположено здание конюшен 18 века. Кирпичные стены стоят на высоком цоколе из природного камня. Для этого здания характерны рельефные стены, маленькие окна, широкие ворота, взвоз на 2-й этаж. На первом этаже хранились кареты и повозки, второй предназначался для сена и овса.

Южнее конюшен раньше находился “странноприимный дом” для бедных богомольцев (утрачен), построенный по проекту А. М. Горностаева в 60-е годы 19 века. С севера к конюшням примыкает обширный зеленый массив, обнесенный оградой и живой изгородью в виде односторонней аллеи из ясеня – это монастырские сад и огород. Вдоль берега Монастырской бухты, на террасе у подножия холма находится еще один сад с прудом для поливки. От пристани к монастырю центральной усадьбы ведет односторонняя аллея из лиственниц возрастом более 100 лет. Основная масса богомольцев находилась в гостиничной зоне, к которой от пристани ведет нарядная гранитная лестница. Возле нее установлена стела из полированного черного камня на сером гранитном постаменте с выбитыми на ней именами царственных особ, которые посещали монастырь в разное время.

Напротив стелы можно видеть часовню во имя иконы Богоматери “Знамение” (1862 г.), установленную в честь посещения монастыря императором Александром 2. Она была построена на месте более скромной часовни. Объем часовни, открытый с трех сторон, с восток замкнут апсидой. Арки соединяют четыре колонны, которые поддерживают крестовый свод часовни. Стены часовни сделаны из серого мрамора, киот – из черного полированного диабаза, цоколь, пол и ступени – из серого гранита. Часовня выполнена в русском стиле 2-й половины 19 века. Золоченый медальон на западном фасаде часовни сообщает о посещении монастыря Александром 2.

От часовни аллея, обсаженная туей, ведет к Зимней гостинице (1854 г.). К двухэтажной гостинице в 1874 году пристроили два флигеля, а в конце 19 века – третий этаж. Тогда же была сооружена летняя деревянная гостиница, с трех сторон окруженная рощей из ясеней, кленов, лип, дубов, лиственниц, кедров и сирени. Здание гостиницы в плане представляет замкнутый четырехугольник с внутренним двором. Ее главный фасад обращен на запад. Рядом с гостиницей одноэтажное здание бывшей свечной лавки.

Центральная усадьба.

Центральная усадьба монастыря расположилась на высоком холме и представляет собой стройный ансамбль, в центре которого находится Спасо-Преображенский собор, видимый из многих частей острова. Его окружают корпуса братских келий, а по склонам холма раскинулись сады. Мосты, перекинутые через каналы и заливы, соединяю разные участки Валаама и острова в единое целое.

Спасо-Преображенский собор с пятью шлемовидными главами на круглых барабанах и остроконечной колокольней создает прекрасное зрелище при приближении к Валааму по Ладожскому озеру.

После возрождения монастыря в начале 18 века на этом месте была построена деревянная пятиглавая Спасо-Преображенская церковь, которая в 80-х годах 18 века была заменена двухэтажным каменным собором, очень хорошо сочетавшимся с келейными зданиями. В 1896 году обветшавшее здание было заменено современным храмом. К двухэтажному четырехугольному объему с востока примыкает полукруглая в плане апсида и с запада – колокольня с закрытым крыльцом.

Собор крестово-купольный, восемью столбами разделен на три нефа. Нижняя, зимняя церковь, освящена во имя Сергия и Германа, верхняя – во имя Преображения. Колокольня многоярусная, на ней были укреплены 13 колоколов, из которых сохранился только самый большой. Колокольню завершает шатровая кровля с главкой оригинальной формы на восьмигранном барабане.

Собор отличается обилием красок: красные кирпичные стены и белые архитектурные детали сочетаются с элементами из черного, красного и серого гранита. Две лестницы, ведущие в верхний храм, соединяются в одну широкую парадную. Внутреннее пространство храма ярко освещено. Проемы центрального барабана разделены узкими просветами, из-за чего возникает впечатление, что огромный центральный купол (диаметром 9 метров) как бы парит в воздухе. Вдоль периметра центрального барабана проходит круговая галерея с чугунной кованой решеткой. Стены, своды и столбы внутри храма обильно расписаны. В верхнем храме имеется 72 картины и 130 изображений святых.

В 1922-1926 и 1934 годах проводился косметический ремонт интерьера с подновлением живописи. Спасо-Преображенский собор обрамляют два ряда келейных зданий. Внутренняя П-образная (в плане) композиция из двухэтажных корпусов и церквей Успения (1785 г.) и Никольской построена в 1785-1801 годах. Келейные здания внешнего каре сооружены в 1801-1838 годах; в них включены: Святые ворота, надвратная церковь Петра и Павла (1809 г.) церковь Живоносного источника (1814 г.) и надстроенная над ней церковь Живоначальной Троицы (1837 г.). Вся северная часть замкнутого четырехугольника корпусов имеет два этажа, а южная – три. Обе части соединены чугунными оградами. Святые ворота и церковь Петра и Павла обращены к парадной лестнице, ведущей от пристани. Здания сооружены в русском стиле, церковь Петра и Павла – в стиле русского классицизма 18 века. Похожая на нее церковь Животворного источника во время войны утратила восьмерик и завершения.

Дорога от Монастырских ворот спускается к малой пристани (дорога “водоносов”), справа она минует восьмиконечный крест, установленный в 1821 году, и на крутом скалистом берегу, справа она минует восьмиконечный крест, установленный в 1821 году, и на крутом скалистом берегу можно видеть небольшую деревянную Покровскую часовню (начало 19 века). Часовня рублена из бруса и обшита тесом. Над объемом часовни стройный шатер, покрытый металлической чешуей, с луковичной главкой и крестом. В 1982 году часовня сгорела, воссоздана в 1986 году.

К северной линии внешнего каре центральной монастырской усадьбы примыкает старое монастырское кладбище, служившее для захоронений в 18 и до середины 19 века. Правильный четырехугольник территории имеет ворота на юг и на восток, выполненные в виде арки с деревянной главкой. Ограда и створки ворот с резными завершениями. По углам и в середине западной стороны расположились круглые кирпичные оштукатуренные башни, увенчанные куполами с высокими шпилями. В углах на шпилях установлены трубящие ангелы, на пятой башне стилизованное солнце. На кладбище высажены в основном клены и лиственницы.

Наиболее живописна дорога из центральной монастырской усадьбы к Игуменскому кладбищу. В начале аллея обсажена сибирской пихтой, а далее – лиственницей европейской. За дубовой рощицей находится комплекс кладбища, построенный в 1876 году. Раньше в этом месте жил в уединении отец Назарий, в память чего установлен поклонный крест.

От ворот с мощными гранитными столбами дорога постепенно поднимается вверх. На насыпном холме расположена церковь Преподобных отцов, в посте и молитвах просиявших, и отдельная колокольня. К прямоугольному объему церкви примыкают полукруглые алтарная апсида и притвор с закрытым крыльцом, главка с крестом на церкви отсутствует. Колокольня имеет проездные ворота в виде арки, к ее наружным стенам примыкают полукруглые объемы. Цилиндрический свод звонницы опирается на прямоугольную площадку. Колокольню венчает небольшая главка с крестом. Площадка звона огорожена ажурной чугунной решеткой. Здесь было 9 колоколов, звонивших от дуновений ветра. У алтаря расположены захоронения настоятелей, начиная с Дамаскина, а за восточной подпорной стенкой холма – монашеской братии. В хозяйственную зону входят Работный (1878-1881 гг.) и Водопроводный (1860-1864 гг.) дома, построенные из валаамского кирпича на гранитном цоколе в русском стиле середины 19 века.

Никольский скит.

Дорога к Никольскому скиту на одноименном острове проложена в конце 18 века и огибает хозяйственную зону с севера. Она проходит сначала по Валааму, затем по деревянным мосткам дорога переходит с острова на остров, пересекая небольшие проливы. Никольский остров находится у самого выхода из Монастырской бухты, у ее северного окончания. Остров освоен монахами в 18 веке, тогда здесь стояли рыбацкие избы и деревянный поклонный крест. На месте креста выросла часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, покровителя в морях. В 1809 году была построена каменная часовня, а в 1853 году – церковь. В скиту жило 12 монахов, которые кроме рыбной ловли проводили таможенный досмотр прибывших богомольцев (на Валаам был запрещен ввоз спиртных напитков и табака).

На острове высажены сирень, пихты, клены, есть яблоневый сад и огород. В 50-х годах 20 века на остров перенесены некоторые деревянные постройки из разных районов Валаама (планируется их вернуть на свои места). У пристани в южной части острова стоит гранитный поклонный крест (1863 г.) и небольшое деревянное здание таможни. Братия жила в двух келейных корпусах (1858 г.), в одном из них находится домовая церковь Иоанна Дамаскина. Здания в русском стиле, богато декорированы.

Никольская церковь расположилась на вершине небольшого холма. В 1983 году реставрирована.

Скит Всех Святых.

Самый большой на Валааме скит Всех Святых (Белый) расположен на острове Скитском. Пройдем 1 км от пристани по Большой монастырской дороге на юго-восток, свернем направо. Дорога огибает Монастырскую бухту; на придорожной скале видна дата сооружения дороги – 1845 год. Вскоре дорога пересекает по Владимирскому мосту канал, соединяющий озеро Сисяярви с Монастырской бухтой. У моста во второй половине 19 века стояла деревянная часовня во имя иконы Владимирской Богоматери. Арочный мост сооружен из природного камня с перекинутой через дорогу кирпичной аркой (кованые чугунные створки ворот утрачены). В 1.5 километрах от моста справа от дороги стоит поклонный крест (1854 г.). Поблизости растет могучая развесистая сосна, которую в прошлом веке рисовал И. И. Шишкин.

Далее до ворот скитской ограды ведет дубовая аллея. Справа стоит часовня Крестных страданий (1842 г.). Внутри часовни находится трехчастный киот из черного полированного камня. Дорога упирается в ворота с коваными створками. Далее территория скита Всех Святых (Белый скит). Это был наиболее суровый скит на территории монастыря, богомольцы допускались сюда только раз в году. Скит возник в 1793 году, в середине 18 века построена деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского, на ее месте в 1850 году сооружена двухъярусная церковь, верхний ярус во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. В 1842-1845 годах построены все 8 корпусов скита, объединенные глухой оградой в прямоугольник, по угла которого установлены восьмигранные башни с шатровыми кровлями. Корпуса, ограда и башни выкрашены в белый цвет, поэтому скит называют Белым. Интерьеры обеих церквей расписаны валаамскими мастерами. В 1988 году произведена реставрация фасадов церкви и корпусов.

Озера архипелага.

Дорога с острова Скитского по деревянному пешеходному мосту переходит на небольшой остров Московский и далее по мосту на остров Валаам. Путь идет в основном по хвойному лесу, проходит мимо памятника с датой – 1863 год. В 3 км от скита находится группа из трех живописных Коневских озер (названы по скиту с церковью во имя иконы Коневской Богоматери). Имя самого большого, Игуменского озера связано с тем, что здесь некогда стояла отшельническая келья отца Дамаскина, другие озера: МустоярвиЧерное озеро и Оссиево озеро. Озера соединены протоками между собой и с Ладожским озером. В воду озер смотрится подходящий к ней лес и коричневые скалы.

Скромная деревянная церковь стояла на живописном мысу, образованном берегами озер Игуменского и Мустоярви. Четырехстенный сруб церкви опирался на цоколь из кирпича, имел трехгранный алтарный прируб и скромную главку. На склоне холма южнее церкви располагались три небольших келейных корпуса. На берегах озер посажены: пихта, лиственница, дуб, вяз, клен, небольшой яблоневый сад. В 50-х годах 20 века постройки скита перенесены в поселок Валаам, а келья Дамаскина на Никольский остров.

В 70-х годах 19 века от скита в разные направления проложили дороги. На восток – вдоль залива Мустоярви однорядная дубовая аллея ведет к озеру Сисяярви, Коневскому заливу. Незабываемое впечатление оставляет вид на залив – с тихой гладью воды и круто обрывающимися в нее скалистыми берегами. Дорога на запад – к Елионской горе и Гефсиманскому скиту. Дорога на юг ведет к молочной ферме – жилое двухэтажное здание и коровник (1881 г.), где также существовал рыборазводный завод. Напротив фермы через озеро, на мысу острова Скитского расположен скит Смоленский (1917 г.). Его силуэт между деревьями виден только весной и осенью. Здесь в 1855 году была построена деревянная часовня во имя иконы Смоленской Богоматери. В 1917 году строится каменная церковь в стиле стилизованного модерна и деревянный келейный корпус.

Гефсиманский скит.

Гефсиманский скит расположен на перекрестке двух дорог: одна ведет к ферме, другая – Большая монастырская дорога, ведет к центральной монастырской усадьбе. Побывавший в 1901 году в Иерусалиме отец Маврикий привез оттуда частицу “Гроба Господня”. После этого на Валааме появились библейские названия. Воскресенский скит был назван “Новым Иерусалимом” на сионской горе. Высокий берег бухты с центральной монастырской усадьбой назван горой Фавор, Лещевое озеро получило название Мертвого моря, а протока, соединяющая его с озером Сисяярви, - реки Иордан. На подходе к Гефсиманскому скиту появилась Иосафатова долина, скалистая гряда на берегу Никоновской бухты стала горой Елион, а ее подножие – Гефсиманским садом. Дренажная канава между Никоновским и Ладожским озерами получила название Кедронский поток. У подножия Елионской горы был разбит сад, высажены пихтовые аллеи, роща из дуба, ясеня, клена и липы, кусты сирени. В саду церковь Успения Богоматери, а на вершине горы – часовня Вознесения.

В комплекс Гефсиманского скита также входят два келейных корпуса и маленькая деревянная часовня. В 1906 году здесь была построена часовня, которая в 1911 году расширена и превращена в церковь Успения. Церковь рублена из бруса и обшита профилированной доской, украшена резьбой. Южнее церкви – маленькая деревянная часовня.

Малая Никоновская бухта.

На север от Гефсиманского скита идет пихтовая аллея, выводящая на берег одной из самых живописных на Валааме Малой Никоновской бухты. Здесь некогда была пристань, сюда прибывали богомольцы. Левый берег бухты полого спускается к воде и покрыт густы хвойным лесом, на его фоне выделяются светлые пятна берез и рябин. Правый берег с редкими скрюченными соснами встает из воды вертикальной стеной. У подножия скалы в начале 20 века проложена дорога к пристани. Здесь стоит светлый поклонный крест, который виден от входа в бухту на фоне темно-коричневых скал.

В 1912 году на вершине горы Елион построена деревянная часовня Вознесения. К часовне ведет по склону горы дорожка с вырубленными в камне ступенями.

В 800 метрах к западу от Гефсиманского скита по Большой монастырской дороге находится Воскресенский или Красный скит. Скит расположен на вершине холма над Большой Никоновской бухтой. В 1846 году здесь построена деревянная часовня во имя апостола Андрея Первозванного. В 1901-1906 годах на деньги промышленника и мецената И. М. Серебрякова построена церковь, которая является композиционным центром скита, сложившегося в 1910 году.

На острове Предтеченском в северо-западной части архипелага расположен одноименный скит. В 1855 году на его самой высокой точке построена деревянная часовня во имя Иоанна Предтечи. В 1858 году часовню заменили на двухэтажную церковь с нижним теплым храмом, освященную во имя трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, а верхняя – во имя Иоанна Предтечи. Церковь построена в русском стиле середины 19 века.

Рядом с алтарем в скале вырублен большой колодец, обложенный кольцами и серого гранита. Над колодцем стоит восьмигранная деревянная часовня. В ските два небольших келейных корпуса на 10 человек. К югу от церкви – яблоневый сад, пихтовая аллея вдоль дороги к пристани. Западнее церкви у самого обрыва серый поклонный гранитный крест. Реставрация скита была проведена в 1986-1990 годах.

Скит Александра Свирского расположен на Святом острове. С 1474 по 1503 год здесь в вырубленной в скале пещере жил отец Александр, который в 1503 году основал Свято-Троицкий монастырь на Свири. В память о преподобном отце в середине 18 века на острове была сооружена деревянная часовня, а возле пещеры поставлен деревянный поклонный крест. В 1842 году построена церковь во имя преподобного Александра Свирского.

Остров Лембос.

На острове Лембос на востоке Валаамского архипелага существовал Ильинский скит с деревянной церковью во имя Ильи пророка, построенной в 1868 году. Ныне на острове разрушенная пристань, великолепная аллея вековых лиственниц, фундамент церкви и самый большой на Валааме колодец.

В монастырский период остров посетило много деятелей русской науки и культуры. Особенно Валаам привлекал художников.

Пик популярности острова приходится на 50-60-е годы 19 века. Возникает даже “школа Валаама” в русской пейзажной живописи. Валаам связан с жизнью и творчеством художников: И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, М. К. Клодта, И. Г. Давыдова, А. В. Гине, Ф. А. Васильева, Н. К. Рериха. Здесь побывал в 1858 году А. Дюма, русские писатели и поэты Ф. И. Тютчев, Л. Н. Толстой, И. С. Лесков, В.Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, Н. А. Клюев. Посетили остров и известные ученые – А. А. Иностранцев, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский.



Нужна строптивая проституточка на ночь? Звоните.